25 января 2019 года на Совете Думы ЗАТО Северск с докладом по результатам экспертно-аналитического мероприятия «Обследование по вопросу расходования бюджетных средств, выделенных на реализацию государственных полномочий по регулированию численности безнадзорных животных» за период 2016-2018 годов выступил Председатель Счётной палаты ЗАТО Северск Сергей Балашков.
Данное мероприятие было проведено путем обследования общедоступной информации, анализа существующей нормативной базы, а также информации и документов, представленных УЖКХ ТиС Администрации ЗАТО Северск.
В начале доклада Сергей Балашков остановился на существующей нормативной базе, которая регулирует данный вид деятельности.
Как известно, безнадзорные животные зачастую являются переносчиками заболеваний и причиной других опасных для человека явлений. Мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных крайне важны для предупреждения и ликвидации болезней животных, их лечения, а также защиты населения от негативных явлений, связанных с безнадзорностью животных. «Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 06.05.2010 № 54, предусматривают, что регулирование численности безнадзорных животных производится путем их отлова и содержания в специальных питомниках.
Решение вопросов организации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию, защите населения от болезней, общих для человека и животных, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ.
В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления имеют право на осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных. Организация этих мероприятий не является законодательно установленной обязанностью ОМС. При этом органы местного самоуправления могут быть наделены отдельными государственными полномочиями по регулированию численности безнадзорных животных законом субъекта РФ.
На территории Томской области с 2010 года действует Закон 154-ОЗ, «О содержании собак и кошек в Томской области». Этот закон регулирует отношения в области содержания домашних и безнадзорных собак и кошек, и определяет мероприятия, связанные с отловом безнадзорных животных, их содержанием, умерщвлением и утилизацией, а также требования к реализации этих мероприятий.
Законом Томской области 51-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по регулированию численности безнадзорных животных» наряду с другими (пятью) муниципальными образованиями, органы местного самоуправления городского округа ЗАТО Северск наделены государственными полномочиями по регулированию численности безнадзорных животных. Финансовое обеспечение передаваемых полномочий осуществляется путем предоставления бюджетам муниципальных районов и городских округов ТО субвенций из областного бюджета.
Законом № 51-ОЗ предусмотрено, что реализация госполномочий осуществляется ОМС путем организации проведения мероприятий:
1) по отлову безнадзорных животных;
2) по временному содержанию и учету отловленных животных;
3) по стерилизации (кастрации);
4) по умерщвлению и утилизации.
Общий объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета для осуществления ими отдельных государственных полномочий, определяется в соответствии с утвержденной Методикой, которая является приложением к областному закону 51-ОЗ, на основании установленных Управлением (Департаментом) ветеринарии ТО нормативов средней стоимости единицы каждой из услуг. В докладе были представлены нормативы стоимости каждой из перечисленных услуг, по которым определяется объем субвенции муниципальному образованию (стоимость одинаковая и для кошек, и для собак).
Норматив
Средняя стоимость услуги, руб.
отлов безнадзорного животного, включая его транспортировку
569,00, из них отлов 316,20
содержание безнадзорного животного (в месяц)
1257,00
учет безнадзорного животного, включая регистрацию (в месяц)
Контроль за исполнением государственных полномочий осуществляет Департамент ветеринарии ТО, который проводит проверку этой деятельности два раза в год.
С 27.12.2018 вступил в силу (за исключением отдельных положений) новый Федеральный закон от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В соответствии со статьей 18 этого закона, которая вступает в силу с 2020 года, определена возможность возврата животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места обитания. При этом установлено требование о том, что при возврате животных на прежние места их обитания индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие возврат животных без владельцев, обязаны вести видеозапись процесса возврата таких животных и бесплатно представлять по требованию уполномоченного органа исполнительной власти субъекта копии этой видеозаписи.
Кроме того, новым законом с 2020 года для владельцев приютов установлены требования по ведению документально подтвержденного учета поступления животных в приюты и их выбытия, по наличию фото животного, маркированию не снимаемыми или несмываемыми метками поступивших в приюты животных, по размещению в сети «Интернет» сведений о каждом из поступивших в приют животном в трёхдневный срок со дня поступления.
Докладчик подчеркнул, какое серьезное отношение к животным уделяет государство!
В Северске УЖКХ ТиС является отраслевым органом Администрации ЗАТО Северск, уполномоченным осуществлять переданные муниципальному образованию государственные полномочия.
В бюджете ЗАТО Северск финансирование расходов, связанных с реализацией переданных государственных полномочий, предусмотрено в рамках выполнения ведомственной целевой программы (ВЦП) «Обеспечение комфортных и безопасных условий для проживания и жизнедеятельности населения», которая входит в Муниципальную программу «Улучшение качественного состояния объектов улично-дорожной сети, благоустройства и озеленения территории г. Северска» на 2015 - 2020 годы».
Мероприятия по регулированию численности безнадзорных животных в Северске проводятся на основании заключенных УЖКХ ТиС муниципальных контрактов со специализированными организациями, которые оказывают услуги по отлову, временному содержанию и учету отловленных безнадзорных животных, стерилизации (кастрации), умерщвлению и утилизации, что соответствует положениям правовых актов, касающихся расходования средств субвенций.
В Северске отлов животных осуществляли две специализированные организации: ООО управляющая компания «Специализированная организация по проблемам безнадзорных животных» и Северская общественная благотворительная зоозащитная организация «Котодом». ООО «Специализированная организация по проблемам безнадзорных животных» и «Котодом» обеспечены специалистами, оборудованием, помещениями для проведения работ по отлову, транспортировке, временному содержанию, стерилизации/кастрации, эвтаназии безнадзорных животных.
ООО «Специализированная организация по проблемам безнадзорных животных» организован приют для собак на базе находящихся в собственности помещений на территории пос. Иглакова. Северская общественная благотворительная зоозащитная организация «Котодом» - расположена на базе муниципального имущества, предоставленного общественной организации в аренду, на территории старого больничного городка (Первомайская, 30 стр.12).
Из шести муниципальных образований ТО, которые реализуют переданные государственные полномочия, обращает на себя внимание успешная практика Северска по передаче отловленных животных из пункта временного содержания физическим (юридическим) лицам.
В 2016 году переданы 192 кошки и 19 собак, в среду обитания выпущено 360 собак и ни одной кошки. Работа по «пристрою» кошек ведется особенно успешно. За 2017 год из 300 отловленных кошек 242 передано на содержание частным лицам, 18 кошек передано для содержания за счет средств зоозащитной организации «Котодом». С целью «пристроя» животных «Котодом» регулярно проводит «ярмарки», на которые приглашают широкий круг лиц, существуют странички в социальных сетях, на которых публикуются фотографии животных и их истории, имеется собственный сайт.
Мероприятия по передаче отловленных безнадзорных собак проводятся менее эффективно, поскольку они достаточно трудно адаптируются к содержанию в домашних условиях и желающих приютить беспородную собаку в своей квартире не так много. За 2017 год из 660 отловленных собак только 10 передано физическим лицам.
Общий объем средств, предусмотренных в бюджете на реализацию государственных полномочий, за анализируемый период 2016-2018 годов составил 11 млн. 880 тыс. руб., из которых 8 млн. 840 тыс. руб. – средства субвенции.
По итогам 2016 года остаток средств субвенций составил 417,89 тыс. руб. и в установленном порядке был возвращен в областной бюджет в 2017 году. По итогам 2017 года остаток средств субвенций в сумме 247,36 тыс. руб. также возвращен в областной бюджет в 2018 году. Средства субвенции расходовались не в полном объеме, что обусловлено большим объемом мероприятий по регулированию численности животных, который предусматривается при расчете объема субвенций, и меньшей по факту потребностью. Остаток неосвоенных средств субвенций за 2017 год сложился уже на этапе заключения муниципальных контрактов. При этом с 2017 года часть средств субвенции могла быть направлена по согласованию с Департаментом ветеринарии Томской области на приобретение в муниципальную собственность оборудования и материалов с целью предоставления их в пользование специализированным организациям.
В 2017-2018 годах УЖКХ ТиС было заключено 6 муниципальных контрактов и 2 договора об оказании услуг на сумму 7 млн. 605,32 тыс. руб., в т.ч.:
1) 2 контракта на регулирование численности безнадзорных кошек с «Котодом» – в 2017 году на сумму 805,42 тыс. руб., в 2018 году на сумму 926,47 тыс. руб.;
2) 4 контракта и 2 договора на регулирование численности собак с ООО «Специализированная организация по проблемам безнадзорных животных» – 1 контракт в 2017 году на сумму 2 млн. 915,26 тыс. руб.; в 2018 году 3 контракта на сумму 2 761,99 тыс. руб., 2 договора – 196,18 тыс. руб.
В целях заключения муниципальных контрактов (а также договоров) начальная (максимальная) цена контрактов определялась УЖКХ ТиС двумя методами:
1) на основании установленных Управлением (ныне Департамент) ветеринарии ТО нормативов стоимости услуг по осуществлению государственных полномочий Томской области по регулированию численности безнадзорных животных;
2) методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) на основании коммерческих предложений, по услугам, по которым УЖКХ ТиС было предусмотрено софинансирование за счет средств местного бюджета (отлов и содержание животных) и финансирование, которое осуществлялось только за счет местного бюджета (уход за вольерами).
Докладчик отметил, что для проверки результатов и качества оказанных специализированными организациями услуг в части соответствия условиям контракта, а именно проверки и согласования актов, документации об учете поступления, выбытия животных и т.д., УЖКХ ТиС привлекается курирующая организация – МКУ «Технический центр».При этом, функции, связанные с проверкой выполнения мероприятий по регулированию численности животных и результатов оказанных услуг, не относятся ни к целям, ни к определенным в соответствии с ними видам деятельности МКУ «Технический центр» в Уставе.
В ходе проведения экспертно-аналитического мероприятия Счётной палатой был подготовлен фотоматериал о содержании безнадзорных животных в приютах временного содержания – ООО управляющая компания «Специализированная организация по проблемам безнадзорных животных» и Северская общественная благотворительная зоозащитная организация «Котодом».
(фотография, краткое описание, дата и место обнаружения и иные дополнительные сведения)
СОДЕРЖАНИЕ БЕЗНАДЗОРНЫХ СОБАК
СОДЕРЖАНИЕ КОШЕК
В заключении выступления Председатель Счётной палаты ЗАТО Северск озвучил рекомендации в адрес УЖКХ ТиС Администрации ЗАТО Северск:
1. Внести изменения в Устав МКУ «Технический центр» с учетом фактически осуществляемого кураторского контроля за оказанием услуг, качеством оказываемых услуг и приемкой результатов оказанных услуг по регулированию численности безнадзорных животных, добавив соответствующий вид деятельности.
2. В случае образования остатка средств субвенции в течении финансового года использовать возможность улучшения материально-технической базы для осуществления полномочий за счет приобретения материалов и оборудования в муниципальную собственность с целью предоставления их в пользование специализированным организациям, обращаясь за согласованием в Департамент ветеринарии.