30 ноября 2020 года состоялся Совет Думы ЗАТО Северск, на котором был рассмотрен вопрос «О бюджете ЗАТО Северск на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов». С докладом по данному вопросу выступила Людмила Смольникова - заместитель Мэра ЗАТО Северск по экономике и финансам, с содокладами выступили Атаманчук Наталья – председатель постоянного бюджетно-финансового комитета Думы ЗАТО Северск и Балашков Сергей – председатель Счётной палаты ЗАТО Северск.
В своём докладе Председатель Счётной палаты отметил, что экспертиза проекта бюджета на 2021 год и на плановый период проведена в соответствии с нормами федерального законодательства и положением о Счетной палате. Как показала экспертиза проекта бюджета, общие требования к структуре и содержанию проекта бюджета, установленные Бюджетным кодексом и Положением о бюджетном процессе в ЗАТО Северск, в целом соблюдены. В ходе экспертизы были подтверждены все установленные бюджетным законодательством предельные размеры:
- дефицита;
- муниципального долга;
- расходов на обслуживание муниципального долга;
- резервных фондов;
- условно утверждаемых расходов бюджета (расходы планового периода).
Проект бюджета на 2021-2023 годы формировался исходя из базового сценария развития экономики и с учётом факторов, объективно влияющих на изменение показателей исполнения текущего года. Условия, в которых формировался бюджет на 2021 год и плановый период, по сравнению с условиями прошлых лет можно назвать специфическими - нестабильность доходных источников, кризисные явления в экономике, связанные с ограничительными мерами. Главный фактор, который не позволил равнозначно сравнивать оценочные доходы 2020 года и 2021 года - это пандемия, в связи которой в 2020 году были не дополучены отдельные виды доходов, в том числе и в результате предоставления льгот бизнесу. Эти доходы планируются к поступлению в 2021-2022 годах, в случае, если не будут продолжены ограничительные меры. С учетом проведенного анализа параметров прогноза социально-экономического развития ЗАТО Северск, изменений действующего законодательства, основных показателей, используемых при расчете налоговых доходов, предложенные параметры объемов поступлений налоговых и неналоговых доходов в заключении Счетной палаты подтверждены за исключением доходов от приватизации, в связи с тем, что на момент подготовки заключения прогнозный план приватизации не был представлен.
По неналоговым доходам продолжается тенденция их снижения как по отношению к проекту бюджета прошлого года, так и к оценке его исполнения. Вместе с тем, нами отмечены резервы для их увеличения (аренда земли, прочие неналоговые доходы). В расходах бюджета отмечены традиционные для нашего бюджета тенденции: сохранение социальной направленности бюджета, сохранение достаточно высокой доли программного бюджета. В 2021 году уровень программных расходов составит 93%, что на 1% больше чем в 2020 году.
Что касается дальнейшей реализации программ, то со следующего года предполагается к реализации 15 новых муниципальных программ, на проекты которых Счётной палатой подготовлены соответствующие заключения и даны рекомендации. Продолжат своё действие 3 муниципальные программы и Комплексная программа развития систем инженерной и коммунальной инфраструктуры на перспективу до 2035 года.
Докладчик обратил внимание на то, что в новом бюджетном цикле 2021-2023 годов необходимо обеспечить объективность и достоверность формирования плановых и фактических значений целевых показателей в муниципальных программах и показателей объёма выполнения муниципальных заданий, за счёт усиления контроля за отчётными данными учреждений. С 2019 года на территории ЗАТО Северск реализуются национальные проекты. В 2020 году ЗАТО Северск принимает участие в 7 региональных проектах, которые трансформированы в 7 национальных проектов. На 2021 год проектом бюджета предусмотрены расходы на реализацию пока только 5 региональных проектов в сумме 182 млн. руб. В 2020 году по расходы по данному направлению оцениваются в 336 млн. руб. Расходы инвестиционного характера в бюджете составят 1,2% от расходной части (в проекте 2020 года расходы инвестиционного характера составляли 1,7% от расходной части бюджета). В плановом периоде расходы инвестиционного характера увеличатся и составят соответственно 3,2% (в 2022) и - 1,7% (в 2023 году). Увеличение инвестиционных расходов связано с началом финансирования нового крупного объекта «Строительство очистных сооружений бытовых сточных вод с полной биологической очисткой в г. Северске» (в 2022 предусматривается сумма 71 млн. 316,24 тыс. руб.) По отношению к показателям проекта бюджета 2020 года значительно снизились расходы на проведение капитальных ремонтов в 2021 году и составляют 58% от проекта 2020.
Впервые за последние три года достигнутые значения показателей бюджета, установленные Бюджетным кодексом РФ, позволяют увеличить дефицит бюджета с 5% до 10%, в связи с чем он представлен в объеме ~ 87,5 млн. руб. или 9,9%. Предельный размер дефицита обусловлен отсутствием достаточных собственных источников, необходимостью исполнения всех расходных обязательств по текущей деятельности, также необходимостью выполнения обязательств территории по обеспечению софинансирования региональных/национальных проектов и увеличением расходов на обслуживание муниципального долга. Проектом бюджета прогнозируется увеличение предельного размера муниципального долга, размер которого по состоянию на 01.01.2020 составит 278,2 млн. руб., на начало 2022 и 2023 годов – 365,7 млн. руб. Несмотря на рост размера муниципального долга ЗАТО Северск относится к группе муниципальных образований с высокой долговой устойчивостью. Муниципальный долг не превышает ограничений, установленных законодательством. В проекте бюджета заложен рост расходов на обслуживание долга, при этом в предыдущие годы по результатам исполнения бюджета удавалось сократить фактические расходы на обслуживание по сравнению с планируемыми в бюджете за счёт досрочного исполнения обязательств по кредитам.
В ходе экспертно-аналитической и контрольной деятельности Счетной палаты ЗАТО Северск выявлены также отдельные замечания к содержанию муниципальных правовых актов, необходимость корректировки или принятия которых была рекомендована по результатам вынесения представлений. Перечень нормативных актов представлен в нашем Заключении.
Подводя итоги работы по подготовке Заключения Счётной палаты ЗАТО Северск Сергей Балашков сказал, что по результатам экспертизы проекта бюджета сформулированы выводы и рекомендации, которые направлены на совершенствование стратегических документов ЗАТО, обеспечения их актуальности и взаимосвязи с параметрами бюджета, повышение прозрачности и информативности отельных приложений бюджета, а также на совершенствование муниципальных программ и отчётности по их исполнению. Все рекомендации озвучены на заседании комиссии по проекту бюджета и согласно итоговому Решению будут учтены. Счётной палатой ЗАТО Северск сделан вывод о том, что представленные на заключение основные параметры бюджета могут быть приняты за основу при утверждении бюджета.