22.12.2017 на заседании Совета Думы ЗАТО Северск Председателем Счётной палаты Сергеем Балашковым был представлен доклад по результатам проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на капитальный ремонт системы водоочистки МАУ ЗАТО Северск ДОЛ «Зелёный мыс» в рамках реализации муниципальной программы ««Молодежная политика в ЗАТО Северск» на 2015 - 2020 годы».
Необходимость выполнения данных работ назрела давно и была вызвана тем, что существующие очистные сооружения свою функцию фактически не выполняли уже в течение более 10 лет и слив канализационных стоков осуществлялся прямо на ландшафт, на что неоднократно указывали надзорные органы.
Финансировался ремонт исключительно за счет средств местного бюджета.
Общая сметная стоимость работ по объекту: «Капитальный ремонт системы водоотведения и очистки сточных вод Детского Лагеря составила 14млн. 927 тыс. руб., в том числе:
- строительно-монтажные работы (далее - СМР) –3 млн. 228 тыс. руб.
– 9 млн.199 тыс. руб. стоимость смонтированного оборудования
- проектно-изыскательские работы – 2 млн. 500 тыс. руб.
Сергей Балашков обратил внимание на очень серьезное нарушение, которое заключается в том, что на стадии заключения контрактов Управлением капитального строительства допускаются факты заключения контрактов при отсутствии доведенных объемов финансирования. Так и в данном случае контакт, заключенный с организацией, выполняющей СМР, превысил доведенные лимиты, более чем на 5,5 млн. руб.
Докладчиком было отмечено, что в данном случае, сложилась ситуация, когда на стадии подготовки задания на проектирование были заложены все будущие нарушения, которые проявились при выполнении работ. Так, прекрасно зная о состоянии очистных сооружений задание на проектирование было сформулировано как изготовление проекта на капитальный ремонт.
Уже во время обследования объекта проектной организацией было установлено, что за время эксплуатации и сооружения и оборудование пришли в негодность, либо были демонтированы и восстановлению не подлежат. Поэтому для восстановления работоспособности канализационной очистной системы был рекомендован перечень мероприятий, в том числе, монтаж нового оборудования совершенно с иным способом очистки.
Таким образом, по сути, исходя из состава работ и перечня приобретаемого оборудования, была разработана рабочая документация по реконструкции очистных сооружений.
Такая подмена в определении вида работ привела к тому, что средства в бюджете были предусмотрены и выделены УКС по статье «капитальный ремонт», а не по статье «Увеличение стоимости основных средств».
Новые очистные сооружения
Таким образом, по факту на новой площадке было построено новое сооружение, но вложенные средства в сумме около 15 млн. руб. не привели к увеличению стоимости муниципального имущества.
Следующее нарушение Управления капитального строительства заключалось в том, что перед тем как выдать задание на проектирование Заказчик должен был обеспечить полное наличие исходных данных, в том числе, технических условий, включающих необходимые точки подключения к инженерным сетям. Однако эти работы не были выполнены, что привело к нарушению проектировщиком сроков выполнения работ на 22 дня.
Анализируя проектную документацию, было выявлено, что в результате ошибок в проекте и некачественно проведенной экспертизе (завышение стоимости работ, а, следовательно, начальной цены контракта составило 125 тыс. руб. или около 4% от стоимости строительно-монтажных работ.
Кроме того, при проектировании работ по монтажу оборудования проектировщиками был составлен опросный лист на основании рекомендаций изготовителей оборудования, в котором среди дополнительных требований было указано на необходимость утепления технологических блоков теплыми крышками, но в проекте это не было учтено.
Элементы оборудования
Несмотря на то, что очистные сооружения расположены за пределами ограждения территории детского оздоровительного лагеря, разработанным проектом не предусмотрено ограждение территории очистных, в результате чего, смонтированное оборудование на сумму более 9 млн. руб. находится в свободном доступе
Работы выполнялись тремя подрядными организациями.
Одним из подрядчиков при выполнении работ было допущено неэффективное использование средств на сумму 26 тыс. руб., а также был нарушен срок исполнения работ. Кроме того, подрядчику необоснованно были оплачены работы по рекультивации земель в сумме 18 тыс. руб.
При реализации другого контракта при формировании начальной цены Заказчиком были применены завышенные цены на материалы, стоимость которых в дальнейшем была скорректирована, но средства бюджета были отвлечены из хозяйственного оборота и около 3 месяцев не могли быть перераспределены на иные цели. Вместе с тем, при исполнении данного контракта было указано на то, что входе выполнения работ Управлением принимался ряд технических решений, приводивших к изменению видов и объемов работ, но при этом не оформлялись дополнительные соглашения к контракту. Общая сумма необоснованной оплаты по этому контракту составила около 32 тыс. руб., что связано с включением в акты излишней стоимости материалов и не выполнением работ по восстановлению дорожного полотна.
Следующий контракт стоимостью 9 млн. 930 тыс. руб. был заключен с ООО «ЭКОЛОС-ПРОЕКТСТРОЙ» (г. Самара), на выполнение работ по монтажу и пуско-наладке оборудования. При выполнении этих работ были нарушены сроки почти на 4 месяца, в связи с чем УКС была начислена неустойка в сумме 1 млн. 716 тыс. руб. и взыскана в бюджет.
В итоге всех вышеперечисленных недочётов работы растянулись практически на 2 года, что привело к их удорожанию на сумму 276 тыс. руб. за счет пересчета сметной стоимости. Объект был сдан в эксплуатацию 20.07.2017 года.
В ходе проверки проводились контрольные обмеры и осмотр выполненных работ, в результате которых установлено, что часть работ, предусмотренных проектом, не выполнена.
В заключении Председатель Счётной палаты Сергей Балашков сказал, что по результатам проверки в адрес УКС было вынесено представление по устранению нарушений и предложены рекомендации по устранению нарушений и недостатков.
По решению Совета Думы ЗАТО Северск информация по устранению нарушений будет заслушана на заседании Совета в июле 2018 года.