На Совете Думы ЗАТО Северск 24 ноября 2017 года Председателем Счётной палаты ЗАТО Северск Сергеем Балашковым представлен доклад о результатах проведения аудита закупочной деятельности Управления жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации ЗАТО Северск за 2016 год Целью данного мероприятия являлась проверка соблюдения законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок, а также выявление факторов, оказывающих влияние на эффективность закупок и оценка эффективности закупок. Аудит проводился совместно с Контрольно-ревизионным комитетом Администрации ЗАТО Северск. В результате, как отметил С. Балашков, удалось получить целостное представление о ситуации в Управлении как с точки зрения эффективности и результативности закупок, так и с точки зрения законности соблюдения процедур размещения заказов. Общая сумма проверенных средств составила более 115 млн. руб., что составляет 73% от годового объема закупок 2016 года. Одним из факторов, не лучшим образом оказывающих влияние на эффективность закупок, является значительное количество корректировок сметы, причем не всегда обоснованных, что может также свидетельствовать о неэффективном планировании бюджетных ассигнований. Некачественное составление аукционной документации, а именно, технического задания, также повлияло на эффективность планирования и в отдельных случаях к неправильному определению начальных цен контрактов. Анализируя факторы, которые негативно отразились на эффективности закупок, в частности, показателя «законность», т. е. на соблюдении требований законодательства, был сделан вывод, что ключевой причиной низкого значения данного показателя является отсутствие четкой организации закупочной деятельности, должного взаимодействия между структурными подразделениями УЖКХ ТиС, регламентации функций и обязанностей ответственных исполнителей. В соответствии с законодательством основным документом, на основании которого осуществляются закупки, является план - график, при ведении которого были отмечены нарушения в части его заполнения и своевременности внесения изменений. Анализируя способы проведения закупок вновь было отмечено, что преобладающая часть закупок совершена бесконкурентным способом «у единственного поставщика» (83 %), что характерно для ЗАТО Северск. Основной причиной этого является значительная доля несостоявшихся аукционов. Анализ конкурентных закупок показал, что снижение цен на аукционах составило почти 10%. При исполнении контрактов общая сумма по контрактам еще снизилась почти на 1,4%. По 17 аукционам из 88 начальная цена была снижена более, чем на 25%. Показатель конкуренции является одним из важных для оценки эффективности закупок, и он составил на 1 аукцион 4,4 заявки против 3,5 заявок в 2015 году, что свидетельствует о достаточной степени конкуренции и росте её в динамике. Что касается бесконкурентных закупок у единственного поставщика до 100 тыс. руб., то такие закупки не превысили пределы, установленные законодательством.Вместе с тем, анализ закупок у единственного поставщика показал, что имели место факты заключения множества контрактов, имеющих один предмет, с одним исполнителем и стоимостью контракта до 100 тыс. руб., что можно квалифицировать как «искусственное дробление закупки» и уклонение от проведения конкурентных процедур.Указанная практика закупок приводит к снижению эффективности закупочных процедур за счёт исключения возможной конкуренции и является свидетельством несоблюдения принципа эффективности использования бюджетных средств. Наиболее важным фактором, который оказывает влияние на эффективность закупок, является правильность формирования начальной максимальной цены контракта. Законодательством установлены несколько способов определения начальной цены и порядок применения каждого из них. В докладе отмечено, что в некоторых случаях Управление не всегда правильно применяло тот или иной метод. Причем обоснование цены методом сопоставимых рыночных цен в отдельных случаях осуществлялось на основании полученных коммерческих предложений от юридических лиц, между которыми Счётной палатой установлена аффилированная связь. На стадии исполнения контрактов были отмечены в основном нарушения, касающиеся размещения информации об изменении, исполнении контрактов в ЕИС или соблюдении сроков направления и соответствующей информации в Федеральное казначейство.
Помимо этого, отмечены факты нарушения со стороны заказчика сроков оплаты по контрактам, нарушения поставщиками и подрядчиками сроков выполнения работ. Не всегда своевременно и в полном объеме предъявлялись требования об уплате неустойки за нарушение условий муниципального контракта по срокам выполнения работ, что привело к занижению дебиторской задолженности на 01 января 2017 на сумму 40 тыс. руб. и занижению суммы пени на 21 тыс. руб. При исполнении отдельных контрактов допускалось изменение условий аукционной документации и контрактов, что не было предусмотрено условиями контрактов, а также не оформлялись дополнительные соглашения к контрактам при изменении условий, что предполагает административную ответственность. В ходе аудита, как отметил Сергей Балашков, Счётной палатой обязательно оценивается целесообразность закупок. В данном случае оценивалось насколько закупки соответствуют целям и функциям УЖКХ ТиС, в том числе, как ответственного исполнителя муниципальных программ. Как показал анализ, производимые закупки не всегда были привязаны к конечным показателям программ. В связи с этим было затруднительно оценить целесообразность закупки и влияние их на результативность программы. Завершающим и ключевым этапом аудита является оценка эффективности закупок. Оценка проводилась по разработанной Счётной палатой Методике, но по критериям, определенным законодательством. Конечно, как и любая оценка в какой-то мере является субъективной, но она применяется по отношению ко всем Заказчикам, чтобы соблюсти единый подход и выстроить впоследствии определенный рейтинг деятельности заказчиков при проведении закупочных процедур. Общая сумма закупок, подлежащих оценке, составила 95 млн. 163 тыс. руб. или 77% от общего числа конкурентных закупок. Согласно полученным данным средняя оценка эффективности 62 закупок составила 83 балла из 100 возможных, что свидетельствует о достаточно высоком уровне эффективности закупочной деятельности. На снижение показателя эффективности в основном оказал влияние критерий «законность», поскольку было выявлено значительное количество нарушений законодательства. Однако, несмотря на высокий уровень эффективности закупочной деятельности Управления, в отчете Счётной палаты отмечены следующие негативные факторы, которые при оценке не учитывались, но оказали влияние на эффективность закупок: - низкое качество планирования закупок; - несвоевременное перераспределение лимитов; - обоснование отдельных закупок у единственного поставщика путем определения средней, а не минимальной цены. По результатам аудита в адрес Управления как со стороны Счётной палаты, так и со стороны Контрольно-ревизионного комитета Администрации вынесены представления по устранению нарушений. Согласно предоставленной информации нарушения, которые возможно было устранить, в основном устранены. По фактам нарушений законодательства о контрактной системе, предполагающих административную ответственность, материалы направлены в Управление федеральной антимонопольной службы по Томской области.