27 января 2017 года на Совете Думы Председателем Счётной палаты ЗАТО Северск Балашковым Сергеем был представлен отчет по результатам проверки обоснованности выделения и использования субсидий общественным объединениям и садоводческим обществам за период 2014-2015 года.
В докладе Председателя Счётной палаты была представлена информация о том, что в проверяемый период за счет средств бюджета, УЖКХТиС Администрации ЗАТО Северск предоставлялись субсидии садоводческим обществам, а Администрацией ЗАТО Северск предоставлялись субсидии общественным организациям. Субсидии выделялись в соответствии Порядками на основании Соглашений в рамках реализации мероприятий муниципальной программы «Социальной поддержки населения». Общий объем финансирования садоводческих обществ и общественных организаций за 2014-2015 годы составил 12 млн. 252 тыс. руб. и практически соответствовал плановой потребности. Объем проверенных в ходе встречных проверок бюджетных средств составил 10 млн. 218 тыс. руб., в том числе в садоводческих обществах 837 тыс. руб., в общественных организациях – 9 млн. 380 тыс. руб.
Правовой основой финансирования деятельности садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, является Федеральный закон № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» и Федеральный закон № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». На основании и в соответствии с этими законами Администрацией ЗАТО Северск был разработан Порядок предоставлении субсидии. В соответствии с Порядком предоставления субсидий финансовая поддержка садоводческих обществ осуществляется в целях создания условий нормального их функционирования в форме возмещения части затрат, связанных с инженерным обеспечением территорий, ремонтом дорог, линий электропередач, систем водоснабжения и канализации, связи и (или) подключением к действующим линиям электропередач, системам водоснабжения и канализации. Размер субсидии составляет пятьдесят процентов (50%) либо от суммы фактически понесенных затрат садоводческим обществом на основании заключенных им договоров с подрядной организацией на выполнение работ и на приобретение материалов, оборудования. Либо, части затрат, связанных с приобретением материалов и оборудования, за исключением затрат на оплату труда при выполнении работ собственными силами.
В проверяемый период из 11 действующих на территории ЗАТО садоводческих обществ субсидии на поддержку были предоставлены 4-м садоводческим обществам в общей сумме 872 тыс. руб.
Финансирование садоводческих обществ за период 2014-2015 годов
Перечень получателей субсидий
Объекты и виды работ
Кол-во субсидий за 2014-2015гг.
Общая сумма субсидий за 2014 год, тыс. руб.
Общая сумма субсидий за 2015 год, тыс. руб.
Всего, тыс. руб.
СНТ «Весна»
капитальный ремонт колодца питьевой воды, воздушных электрических линий
3
64,52
52,96
117,48
НСТСЛ «Спутник»
организация электроснабжения электроустановок садовых домиков, монтаж ВЛ на Поперечке-3
2
337,69
-
337,69
СНТ «Планета»
капитальный ремонт 2-х артезианских скважин, воздушных линий
5
208,13
174,15
382,28
СОПК «Сосновка»
ремонт системы водоснабжения на насосной станции (приобретение насоса)
1
35,00
-
35,00
Итого
11
645,34
227,11
872,45
Сергей Балашков особо отметил, что произведенные садоводческими обществами расходы соответствуют целям предоставления субсидий, достигнут запланированный результат в виде Управление жилищного хозяйства субсидии предоставляло только после фактического выполнения полного объема работ и оплаты обществами не менее 50% стоимости фактически выполненных работ, что соответствует условиям выделения субсидий, установленным Порядком предоставления субсидий. Вместе с тем, были выявлены нарушения, так в нарушение требований нормативных правовых актов, которые регулируют порядок ведения бухгалтерского учета, учет имущества, в том числе ремонтируемого с привлечение бюджетных средств, либо отсутствует (Общество «Планета»), либо организован частично (Общество «Весна»). Отмечено, что имущество общего пользования садоводческих обществ должно учитываться в составе основных средств и что касается объектов инженерной инфраструктуры, то должны быть указаны технические и эксплуатационные характеристики, места расположения и техническое состояние. В противном случае существуют риски при осуществлении контроля за объемами фактически выполненных работ, идентификации принадлежности отремонтированных частей к конкретному объекту.
Так же было отмечено, что данные недостатки после проверки устраняются. Так, в Обществе «Планета» была проведена инвентаризация воздушных линий с присвоением номеров опорам (паспортизация). Планируется принятие линий на баланс и отражение иного имущества в бухгалтерском учете организации.
В некоторых случаях при выделении субсидий не были соблюдены требования Порядка, в части полноты комплекта требуемых документов, а также в части надлежащего оформления документов (отсутствие дат, подписей членов комиссии, подписей на предмет подтверждения проверки специалистами МКУ «ТЦ» правильности применения единичных расценок в локальных сметных расчетах). Общая сумма субсидий, по которым установлены факты несоблюдения условий и порядка их предоставления, составила 552 тыс. руб. (это 63,2% от общей суммы выделенных из бюджета субсидий), из них неправомерное выделение средств при отсутствии требуемых документов составило 117,5 тыс. руб. (в 3-х соглашениях с Обществом «Весна»), что предусматривает административную ответственность. Но, на момент выявления нарушения срок давности по данному основанию истек, поэтому дела об административных правонарушениях не возбуждались. Так же не были соблюдены требования ст. 78.1 БК РФ, пункта 21 Порядка, о наличии в соглашении обязательного условия, в соответствии с которым получатель субсидии дает свое согласие на возможность проведения проверок расходования субсидии как Управлению ЖКХ, так и органам муниципального финансового контроля. С таким нарушением заключено10 из 11.
Управлению ЖКХ ТиС выдано представление.
По результатам рассмотрения Представления Счетной палаты УЖКХ ТиС в адрес садоводческих обществ направило методические рекомендации по проведению инвентаризации имущества. В адрес МКУ «Технический Центр» Управлением направлено уведомление о правильности оформления документов и их регистрации, рекомендовано проверять наличие всех подписей специалистов и печатей. В Отдел социальной поддержки населения Администрации, который консультирует по вопросам целевого назначения и возможности получения субсидий в текущем финансовом году и согласовывает заявку на получение субсидии, направлен перечень документов, необходимых для предоставления субсидий садоводческим обществам. По вопросу формирования пакета документов на предоставление субсидий по возмещению затрат садоводческим обществам, ГРБС приняты обязательства по соблюдению требований к наличию и оформлению документов и соглашений.
Что касается предоставления субсидий общественным организациям, то в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям относится к вопросам местного значения. Права и полномочия органов местного самоуправления по оказанию разных форм экономической и иной поддержки некоммерческим организациям, в том числе социально ориентированным, определены Федеральным законом № 7-ФЗ («О некоммерческих организациях»): финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка и т.д.
Целью предоставления субсидий общественным организациям является частичное возмещение затрат, которое связано с укреплением материально-технической базы, с реализацией проводимых мероприятий, текущим ремонтом арендуемых помещений, оплатой коммунальных услуг и оказанием социальной помощи инвалидам, пенсионерам, ветеранам войны и труда, военнослужащим, участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, а также оказанием материальной поддержки членам общественных объединений, в рамках ведения ими уставной деятельности. При этом конкретный объем субсидии определяется в пределах утвержденных бюджетных ассигнований по муниципальной программе в Соглашении о предоставлении субсидии, к которому утверждается смета расходов и план работы на текущий финансовый год.
Администрацией оказывается финансовая поддержка социально ориентированным общественным организациям в форме предоставления им субсидий в соответствии с действующим Порядком.
В качестве социально ориентированных некоммерческих организаций, получающих финансовую поддержку из бюджета признаны 11 общественных объединений, которые учтены в муниципальном реестре социально -ориентированных некоммерческих организаций (из 40-ка, осуществляющих деятельность в ЗАТО Северск). Восемь социально ориентированных организаций, в том числе 3 организации инвалидов, осуществляют деятельность в здании «Центра общественных организаций ЗАТО Северск», расположенного по адресу ул. Калинина, 32.
За период 2014-2015 годов бюджетные средства в виде субсидий предоставлены 11 социально ориентированным некоммерческим организациям в общей сумме 11 млн. 380 тыс. руб., в том числе на возмещение части затрат по уставной деятельности – 8 млн. 900 тыс. руб. и на организацию проведения праздничных мероприятий – 2 млн. 475 тыс. руб.
Финансирование осуществлялось за счет двух источников: средства местного бюджета – 10 млн. 907 тыс. руб., средства областного бюджета – 473 тыс. руб.
Финансирование общественных объединений на проведение мероприятий за период 2014-2015 годов
Наименование организации
Объем субсидий по финансированию уставной деятельности
Структура в общей сумме субсидирования всех организаций, %
Объем субсидий на проведение праздничных мероприятий
Всего за 2014-2015 годы
Городская общественная организация Всероссийского общества инвалидов г. Северска Томской области
1 809,4
20,3
551,7
2361,1
МОО «Городской Совет ветеранов»
2 334,4
26,2
1 603,5
3937,9
Городская общественная организация «Союз Чернобыль» г. Северска Томской области
2 995,15
33,6
86,00
3081,15
Итого в проверенных организациях
7 138,95
80,2
2 241,2
9380,25
Общий объем финансирования 11 организаций
8 904,35
100,00
2 475,00
11379,35
Наибольший объем бюджетных средств в части возмещения затрат по уставной деятельности предоставлен организации «Союз Чернобыль» – 33,6% в общем объеме выделенных общественным объединениям субсидий при этом надо учитывать, что в состав субсидии включены средства на содержание здания «Центра общественных организаций ЗАТО Северск» по ул. Калинина, 32 в 2014 -522 тыс. руб., 2015 – 592 тыс. руб.), Общественная организация «Городской Совет ветеранов» - 26,2%, Общество инвалидов –20,3%. Указанные организации являются самыми крупными по количеству членов общественных организаций. Соответственно это организации и стали объектами проверки.
В трех общественных организациях объем проверенных средств составил 9 млн. 380 тыс. руб. (с учетом дополнительного финансирования на проведение праздничных мероприятий) или 80,2% от общего объема финансирования общественных организаций, в том числе в «Союз Чернобыль» - 3 млн. руб., Общество инвалидов – 2 млн. 361 тыс. руб., «Городской совет ветеранов» - почти 4 млн руб.
Проверка показала, что бюджетные средства выделялись с соблюдением условий, установленных Порядком предоставления субсидий. При проверке подтверждена обоснованность выделения средств общественным организациям.
Встречная проверка в общественных организациях показала, что расходы, отраженные в финансовых отчетах об использовании субсидий, которые представлялись в Администрацию, подтверждены оправдательными документами, установлено соблюдение получателями субсидий требований абз.2 пункта 8 Порядка в части составления отчетов на основании подтверждающих документов и их хранения. Была проверена организация ведения бухгалтерского учета, использование приобретенного за счет средств субсидии имущества. В результате был подтвержден целевой характер использования бюджетных средств.
В ходе проверки Отделом социальной поддержки населения все замечания и недочеты были учтены, документы истребованы у получателей субсидий, рекомендации Счетной палаты приняты во внимание.
В ноябре 2016 года Отделом социальной поддержки населения совместно с Отделом по бюджетному учету и отчетности Администрации по результатам проверки было проведено совещание с общественными объединениями по вопросам правильности оформления документов, касающихся получения и использования субсидий.
В завершении выступления Сергей Балашков подчеркнул, что Представление Счётной палаты в адрес Администрации ЗАТО Северск не выносилось, в связи с тем, что все недостатки устранялись оперативно в ходе проверки. Так же было отмечено очень ответственное отношение работников Отдела социальной поддержки в части работы с Общественными Организациями.