Работа Счётной палаты в 2015 году осуществлялась в соответствии с Планом, в котором были учтены предложения Комитетов Думы, правоохранительных органов и мероприятия, предусмотренные законодательством и возложенные на орган внешнего муниципального финансового контроля.
План выполнен в полном объеме.
Основными направлениями в отчетном году являлись проверки деятельности предприятий со 100 %-ным участием муниципалитета, контроль в сфере ЖКХ и строительства. Было продолжено внедрение аудита в сфере закупок, в рамках которого проанализирована закупочная деятельность учреждений дошкольного образования.
Все проведённые контрольные и экспертно-аналитические мероприятия были ориентированы на выявление и устранение финансовых нарушений, и оказание практической помощи субъектам проверок. Основной задачей каждого мероприятия было формирование предложений, направленных на устранение нарушений, на повышение эффективности деятельности органов администрации города, отдельных организаций и роста результативности бюджетных расходов.
Счётной палатой продолжалось взаимодействие с органами местного самоуправления по вопросам повышения качества и прозрачности бюджетного процесса, повышения эффективности бюджетных расходов, поиска дополнительных резервов доходных источников. По результатам отдельных контрольных мероприятий проводились совместные заседания с Администрацией, на которых вырабатывались концептуальные подходы к вопросам реализации рекомендаций Счётной палаты, в том числе в сфере закупок. В текущем году мы планируем продолжить практику проведения совместных заседаний. Со стороны Администрации также выражена готовность и заинтересованность в такой форме работы.
В 2015 году было продолжено взаимодействие с правоохранительными органами. Счётная палата не первый год является участником межведомственного совещания по проблемам взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов, на котором рассматриваются вопросы реализации материалов контрольных мероприятий, проблемы взаимодействия и перспективы развития межведомственного сотрудничества.
В 2015 году Счетная палата ЗАТО Северск активно работала с контрольно-счётными органами субъектов и муниципальных образований Российской Федерации рамках деятельности Союза муниципальных контрольно-счетных органов России и Совета контрольно-счетных органов Томской области.
На повышение качества и результативности нашей работы важное влияние оказывает Коллегия Счётной палаты. В 2015 году проведено 15 заседаний Коллегии, на которых обсуждались результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также вопросы организационно-методологической деятельности, планы работы и обращения граждан. В том числе, была проведена одна расширенная коллегия с участием председателей комитетов Думы по рассмотрению заключения Счётной палаты на отчет об исполнении бюджета за 2014 год. Такая практика будет продолжена и в этом году с приглашением представителей Думы и Администрации.
Проводилась работа по исполнению требований федерального законодательства в части разработки стандартов проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. В 2015 году разработаны и утверждены 2 стандарта и одна методика. (на сегодняшний день действует 9 стандартов и методик)
Всего в отчетном году Счётной палатой проведено 137 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. (из них контрольных мероприятий – 9.)
О результатах каждой проверки подробно изложено в представленном Вашему вниманию ОТЧЁТЕ.
Снижение экспертно-аналитических мероприятий в сравнении с 2014 годом (в 2014 году проведено 170 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий) произошло из-за снижения количества направляемых на экспертизу в Счётную палату правовых актов. При этом следует иметь ввиду, что в 2015 году была проведена экспертиза и подготовлены заключения на 12 муниципальных программ.
Основные показатели деятельности Счётной палаты за 2012-2015 годы
№ п/п
Наименование показателя
2012
2013
2014
2015
1
Всего контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в том числе:
139
140
170
137
контрольных мероприятий
9
9
10
9
2
Количество объектов, охваченных при проведении контрольных мероприятий (ед.)
23
13
16
39
3
Выявлено нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере, (тыс. руб.)
315540,4
42677,7
78236,55
943766,9
4
Устранено нарушений (тыс. руб.)
119832
15666,0
36130,47
857211,0
5
Привлечено к дисциплинарной и административной ответственности, вынесено мер принуждения
8
4
3
В процессе контроля проверками были охвачены 39 организаций (из них 28 учреждений, деятельность которых анализировалась в ходе проведения аудита в сфере закупок).
По итогам контрольных мероприятий выявлено финансовых нарушений на общую сумму 943 млн. 767 тыс. руб.
Среди основных нарушений выявлены следующие:
- неэффективное использование бюджетных средств в сумме 18 млн. 330 тыс. руб. или 1,9 %;
- неправомерное использование бюджетных средств в сумме 12 млн. 485 тыс. руб. или 1,3%; - нарушения порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности в сумме 893 745 тыс. руб. или 94,7 %;
- иные нарушения в сумме 19 млн. 207 тыс. руб. или 2,1%.
В 2015 году кратно возросла доля нарушений, связанных с порядком формирования бухгалтерской и бюджетной отчетности, которая составила 893 млн. 745 тыс. руб.
В 2014 году нарушений данного вида было выявлено на 21 млн. руб.
Столь значительная величина нарушений в конечном итоге отразилась на достоверности консолидированной отчетности муниципального образования. Основную сумму почти 857 млн. руб. составили нарушения, выявленные при проведении внешней проверки бюджетной отчетности главных администраторов доходов бюджета. Суть нарушений заключалась в том, что при формировании отчетности получателями бюджетных средств не были учтены изменения в законодательстве в части учета земельных участков. Кроме того, не в полном объеме была отражена информация о финансовых вложениях муниципалитета как в акции и уставные фонды муниципальных предприятий, так и в муниципальные учреждения. Помимо этого, значительную часть нарушений бухгалтерского учета составили нарушения порядка формирования стоимости реконструкции объектов основных средств Открытого Акционерного Общества «Тепловые сети» по концессионному соглашению, что привело к завышению стоимости имущества, более чем на 26 млн. руб. Неэффективное использование средств, составило 18 млн. 330 тыс. руб. Нарушения были связаны, в основном, с неправильным формированием начальной максимальной цены контрактов на выполнение ремонтно-строительных работ, что привело к замораживанию средств на счетах заказчиков на время исполнения контрактов и последующему их возврату в бюджет, что составило более 10 млн. руб. В 2014 году нарушения данного вида составили 4 млн. 590 тыс. руб. Нарушения были связаны с завышением объема субсидий Ресурсному центру образования и завышением стоимости СМР
Неправомерные расходы – выявлено нарушений на 12 млн. 485 тыс. руб. бюджетных средств и средств, от приносящей доход деятельности. В основном, эти нарушения связаны с несоблюдением законодательства о контрактной системе при заключении и исполнении муниципальных контрактов учреждениями дошкольного образования, что составило около 80% от общей суммы нарушений данного вида. Основными причинами допущенных нарушений являлись недостаточная квалификация контрактных управляющих и низкий уровень планирования закупок. Кроме того, в данную группу нарушений включена оплата невыполненных объемов ремонтно-строительных работ, выявленных при проверке целевого и эффективного использования средств Муниципальным Предприятием «Аптека «Здоровье», направленных на строительство аптечного пункта по адресу: ул. Первомайская и при проверке целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных на реконструкцию универсального спортивного зала «Северского физико-математического лицея». В 2014 году нарушения данного вида составили 28 млн.130 тыс. руб. (и по существу нарушения повторились)
Иные нарушения составили 19 млн. 207 тыс. руб. В 2014 году было 24 млн. 260 тыс. руб.
Значительную долю этих нарушений (более 9,5 млн. руб.) составили нарушения, допущенные при планировании расходов на содержание пустующих помещений муниципальной казны. К иным нарушениям также отнесено выполнение работ Акционерным обществом «Тепловые сети» в рамках концессионного соглашения на общую сумму 4,9 млн. руб., не согласованных с собственником имущества, и недостача возвратных материалов в сумме 127 тыс. руб.
Экспертно-аналитическое направление
В 2015 году данное направление традиционно занимало важную роль в нашей работе, так как способствует предотвращению нарушений еще на стадий принятия решений.
Всего проведено 128 экспертно-аналитических мероприятий, в рамках которых проводились экспертизы проектов нормативно-правовых актов органов местного самоуправления в пределах компетенции Счётной палаты, экспертизы муниципальных программ, экспертизы проекта бюджета на 2016 год, отчета об исполнении бюджета за 2014 год, отчета о приватизации муниципального имущества за 2014 год, нормотворческие экспертизы, результаты которых оформлялись в виде заключений. Кроме того, подготовлена аналитическая записка по вопросу обоснованности планирования и эффективности расходования бюджетных средств на содержание имущества муниципальной казны в части пустующего нежилого фонда.
При подготовке заключений Счётная палата вносила предложения по корректировке предлагаемых к принятию и уже принятых правовых актов. Всего при подготовке заключений подготовлено 53 предложения. В итоге 21% поданных предложений (12) учтены при принятии правовых актов, 62% или 33 предложения были вынесены по результатам экспертизы муниципальных программ, которые по объективным причинам могут быть учтены при корректировке в 2016 году.
По результатам каждой проверки составлялись Акты, которые направлялись в проверяемые организации. Возражения и пояснения, как и Акты проверок и Представления, рассматривались на Коллегии Счётной палаты, где принималось окончательное решение.
Отчеты по проверкам и аналитические записки направлялись в Думу и Главе Администрации, в которых были предложены рекомендации по устранению нарушений и предупреждению их совершения впредь. Материалы о результатах проверок рассмотрены на заседаниях Совета Думы.
В адреса проверяемых организаций, направлено 5 представлений по устранению выявленных нарушений. По всем Представлениям были получены ответы, в которых, как правило, содержалась информация о выполнении предложений, либо о том, что работа по ним ведется, но не завершена из-за необходимости длительного времени для их выполнения.
Счётной палатой осуществлялся контроль за исполнением Представлений, вынесенных в прошлые периоды. Проверенным ранее организациям, не исполнившим отдельные пункты представлений, повторно направлялись запросы о предоставлении информации.
Таким образом все неисполненные Представления находятся на контроле Счётной палаты. И работа будет доведена до логического завершения!
По результатам контрольных мероприятий 3 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
Устранено финансовых нарушений на общую сумму 857 млн. 211 тыс. руб., что составило около 90% от суммы выявленных нарушений. Доля устраненных нарушений существенно превысила показатели предыдущих лет. Высокий удельный вес устраненных нарушений достигнут, в основном, за счет того, что существенная доля нарушений была выявлена при проведении внешней проверки бюджетной отчетности Главных администраторов доходов бюджета, которые были устранены путем внесения изменений в бюджетный учет. При этом, надо иметь в виду, что устранение отдельных нарушений требует времени и в годовом итоге не отражен. Например, в результате исполнения представления Счетной палаты Муниципальным предприятием «Аптека Здоровье» подано исковое заявление в арбитражный суд о взыскании с подрядной организации более 600 тыс. руб., оплаченных за невыполненные работы, в связи с чем, средства могут быть возмещены в более поздние сроки.
Вопросы устранения нарушений, выявленных в ходе контрольных мероприятий находились также на контроле Совета Думы. На трех заседаниях Совета Думы заслушаны руководители проверенных объектов с информацией по устранению нарушений, выявленных при проведении контрольных мероприятий предыдущих лет. Считаю данную форму рассмотрения материалов эффективной и результативной.
Информационно-методологическая деятельность
В 2015 году Счётная палата проводила активную информационную политику. Информация о результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий регулярно предоставлялась Думе, Главе Администрации и в СМИ.
В отчетном периоде большое внимание уделялось проведению работы по осуществлению мероприятий в целях реализации Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и иных нормативных правовых актов, направленных на принятие мер по предупреждению, выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению коррупции и конфликта интересов на муниципальной службе.
В представленном Вашему вниманию Отчете определены также Основные направления деятельности Счётной палаты в 2016 году
Согласно утвержденному Плану акценты будет сделаны на контроль в сферах, где наиболее часто выявляются неэффективные расходы – это строительство и ремонт, в том числе дорог общего пользования, а также вопросы благоустройства.
В условиях бюджетной напряженности актуальными становятся вопросы контроля за обоснованностью размера выделяемых учреждениям и организациям иных форм собственности субсидий и повышения эффективности их использования. В этой связи будут проведены контрольные мероприятия, касающиеся субсидирования системы теплоснабжения внегородских территорий, организации благоустройства городских территорий, обоснованности выделения и использования субсидий общественным объединениям и садоводческим обществам. Кроме того, будет подготовлена аналитическая записка по планированию расходов на оплату коммунальных услуг Главными распорядителями и подведомственными им учреждениями.
Дальнейшее развитие получит экспертно-аналитическое направление. С учетом проведенных в 2015 году экспертиз действующих муниципальных программ, Счетной палатой планируется проведение мониторинга исполнения программного бюджета и контроля за исполнением рекомендаций по внесению изменений в действующие муниципальные программы.
Продолжится работа по реализации полномочий в области проведения аудита в сфере закупок в соответствии с положениями Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». На этот раз аудит пройдет в Управлении капитального строительства.
Новацией в нашей работе станет использование мер по привлечению к административной ответственности должностных лиц за нарушение бюджетного законодательства, в частности за нарушение порядка формирования или обеспечения выполнения муниципального задания, а также за несвоевременность предоставление информации в контрольный орган. Данные полномочия предоставлены Законодателем контрольно-счетным органам с 2016 года.
В заключении хочу выразить уверенность в том, что с учётом сложившегося конструктивного взаимодействия всех органов местного самоуправления поставленные задачи нами будут успешно решены!