29 ноября 2019 года на Совете Думы ЗАТО Северск по вопросу повестки «О проекте решения Думы ЗАТО Северск «О бюджете ЗАТО Северск на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» с содокладом выступил Председатель Счётной палаты ЗАТО Северск Сергей Балашков.
Докладчик отметил, что в ходе подготовки Заключения Счётной палатой ЗАТО Северск был проведен анализ основных характеристик Проекта бюджета, проверено наличие и полнота нормативной и методической базы, которая регулирует порядок формирования показателей бюджета. Кроме того, был проведен анализ соответствия Проекта бюджета документам стратегического планирования и Прогнозу социально-экономического развития ЗАТО Северск. При анализе Прогноза социально-экономического развития была отмечена положительная динамика основных макроэкономических показателей экономики ЗАТО Северск, связанная с ростом объемов промышленного производства и объемов инвестиций. Однако при этом в муниципальном образовании снижаются показатели прибыльности действующих предприятий. Не оптимистичным также является и тот факт, что динамика показателей, характеризующих уровень жизни населения, остаётся на прежнем уровне. Как недостаток отмечено отсутствие в Прогнозе ряда показателей, которые отражают направления отдельных национальных и региональных проектов, при этом эти направления в муниципалитете реализуются и отражены в муниципальных программах. Данные расхождения, с точки зрения Председателя Счётной палаты, не обеспечивают сопоставимость и взаимоувязку стратегических документов ЗАТО Северск.
Условия, в которых формировался бюджет на 2020 год и плановый период значительно лучше по отношению к прогнозным показателям проекта бюджета 2019 года. Доходы бюджета на 2020 год прогнозируются на уровне 128% по отношению к прогнозным поступлениям доходов предыдущего года.
Анализ параметров прогноза социально-экономического развития, изменений действующего законодательства и основных показателей, которые используются при расчете налоговых доходов показал, что предложенные в проекте бюджета параметры объемов поступлений налоговых доходов обоснованы и достоверны.
По неналоговым доходам наблюдается тенденция к их снижению. На 2020 год запланированные доходы больше, чем в проекте 2019 года, но ниже, чем достигнуто при исполнении. Вместе с тем, при подготовке Заключения Счётной палатой по отдельным статьям неналоговых доходов выявлены резервы для их увеличения. Так, по статьям «Доходы от аренды земельных участков» и «Штрафы» резервы составили 2,5 млн. руб. в 2020 году и более 5 млн. и 7 млн. в плановом периоде. Направления расходования данных резервов предварительно обсуждались с экономическим и финансовым блоком Администрации.
Увеличение объема безвозмездных поступлений в проекте на 2020 год по сравнению с проектными данными бюджета на 2019 год произошло по всем видам безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Данная ситуация обусловлена тем, что на момент формирования проекта бюджета на 2020 год из областного бюджета были распределены субсидии, субвенции на обеспечение государственных гарантий в образовании и субвенции на осуществление отдельных переданных госполномочий, а так же иные виды межбюджетных трансфертов, которые отсутствовали в проекте на 2019 год и поступали в бюджет уже в ходе его исполнения.
С учётом сложившейся за последние 3 года тенденции, а также с учетом того, что не в полном объеме из бюджетов вышестоящих уровней распределены целевые межбюджетные трансферты, в том числе средства в рамках нацпроектов, докладчик выразил уверенность, что при исполнении бюджета по безвозмездным поступлениям произойдёт превышение уровня исполнения бюджета 2019 года.
По вышеназванной причине в проекте бюджета 2020 года наблюдается снижение объема финансирования муниципальных программ в разрезе практически каждого ГРБС, но в большей степени у тех распорядителей, которые имеют в расходах высокую долю средств межбюджетных трасфертов – это образование, спорт, культура.
Размер бюджетных ассигнований, предусмотренный проектом бюджета, по ряду муниципальных программ ниже заявленной потребности, и составляет 60% от потребности, установленной в проектах программ.
Изменения проектной потребности в программах связаны как с включением объёмов финансирования на реализацию новых мероприятий (в том числе национальных/региональных проектов), так и в большей степени с переносом мероприятий, которые не были профинансированы в предыдущие периоды.
В расходах бюджета отмечены уже традиционные для бюджета ЗАТО Северск тенденции, а именно:
- бюджет сохраняет социальную направленность;
- сохраняется высокая доля программного бюджета на уровне 92 %;
- сохраняется удельный вес расходов инвестиционного характера на уровне около 2%.
Проектом бюджета прогнозируется увеличение предельного размера муниципального долга, размер которого по состоянию на 1 января 2020 года составит 202 млн. 400 тыс. руб., а на плановый период почти по 243 млн. руб. Как следствие возрастает долговая нагрузка на одного жителя с 1 450 руб. в 2019 году до 2 144 руб. в 2022 году. При этом несмотря на наращивание с 2017 года объема муниципального долга в абсолютном выражении, темпы его роста начиная с 2018 года имеют тенденцию к снижению. Аналогичная тенденция наблюдается и с показателем «Муниципальный внутренний долг на одного жителя».
Проект бюджета на 2020 год сформирован с дефицитом, который в сравнении с проектом бюджета на 2019 год уменьшен на 1 млн. 600 тыс. руб. и не превышает предельного значения, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации. Сергей Балашков обратил внимание Совета Думы ЗАТО Северск, что на плановый период планируется бездефицитный бюджет.
По результатам экспертизы проекта бюджета Счётной палатой ЗАТО Северск сформулированы рекомендации. Часть рекомендаций, которые касаются доходной части бюджета и технических правок, уже были учтены в представленном проекте. Другая часть рекомендаций, направленных на совершенствование бюджетного процесса, повышение прозрачности и информативности бюджета будут проработаны Администрацией вместе со Счётной палатой в феврале 2020 года и учтены при исполнении бюджета 2020, что нашло отражение в Итоговом протоколе Бюджетной комиссии.