Аудит эффективности предпринимательской деятельности
На очередном Совете Думы ЗАТО Северск 09 июня 2017 года Счётной палатой были представлены результаты контрольного мероприятия «Аудит эффективности деятельности Некоммерческого партнерства «Агентство развития предпринимательства - Северск», проведенного совместно с Контрольно-ревизионным комитетом Администрации ЗАТО Северск. Докладывала результаты аудита заместитель председателя Счётной палаты Лёвкина Ирина Юрьевна. В докладе было отмечено, что АРП является организацией, образующей инфраструктуру развития и поддержки малого и среднего предпринимательства на территории ЗАТО Северск, имеет статус Центра поддержки предпринимательства Томской области и включено в Реестры организаций поддержки инновационной и предпринимательской деятельности Томской области. Основными направлениями деятельности Партнерства являются:
Комплекс услуг по поддержке предпринимателей через Муниципальный центр поддержки предпринимательства;
Имущественная поддержка и комплекс услуг по сопровождению стартующих и инновационных бизнес-проектов, которую осуществляет АРП как Управляющая компания городского бизнес-инкубатора инновационной направленности;
Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства путем предоставления Агентством в субаренду муниципального недвижимого имущества, входящего в утвержденный перечень имущества.
Некоммерческое Партнерство является получателем финансовой и имущественной поддержки со стороны органов государственной власти Томской области и Администрации ЗАТО Северск. Финансовая поддержка в виде возмещения затрат АРП осуществлялась на основании договоров, заключенных между Администрацией и получателем субсидий. В проверяемый период было заключено 10 договоров на общую сумму 14 млн. 375 тыс. руб. Еще одним источником финансирования АРП являются, доходы, полученные от предпринимательской деятельности (консалтинговые услуги, энергетическое обследование, сдача помещений в субаренду в ГБИ и ТПЗ). В структуре доходов доля субсидий составляла в 2014-2015 годах соответственно 36% и 26%. Штат АРП укомплектован на 56%. С октября 2014 года и по настоящее время количество занимаемых ставок составляет 5 единиц из 9-ти. Руководство офисом бизнес - инкубирования осуществляет руководитель офиса, техническим офисом - главный инженер, финансово-экономическим офисом – главный бухгалтер, у каждого из которых подчиненные работники отсутствуют. Все должности корпоративного офиса с мая 2014 года остаются вакантными. Экспертный совет, который состоит из руководителей Офисов и призванный решать наиболее важные вопросы ни разу не собирался. По мнению Счётной палаты, с учетом небольшой численности персонала (на уровне микропредприятия, где численность составляет до 15 человек) и низкой укомплектованности по отношению к плановой штатной численности нецелесообразно утверждение такой сложной структуры и выделение такого количества офисов, в которых заняты всего по одному сотруднику (руководители вышеуказанных офисов). Анализ учредительных документов показал, что в настоящее время есть объективная необходимость приведения в соответствие с законодательством учредительных документов АРП в части изменения организационно-правовой формы, т.к. на сегодняшний день организационная форма в виде Некоммерческого партнерства упразднена. Отмечено также, что отсутствуют Положения регламентирующие деятельность Муниципального центра поддержки и деятельность по управлению объектами технопарковой зоны. В действующих Порядках о предоставлении субсидий и в муниципальной программе не предусмотрены требования к организации и условия получения финансовой поддержки на осуществление деятельности Центра. Аудит эффективности проводился по каждому направлению деятельности АРП. Традиционно итогом проведения аудита явилось проведение оценки эффективности по критериям экономической эффективности и социально-экономического эффекта. По совокупности показателей (а их было приведено около 22) деятельность АРП оценена как средне эффективная. В разрезе направлений деятельности Управление городским бизнес-инкубатором оценено как средне эффективное.Кроме анализа основных показателей деятельности по данному направлению была определена степень удовлетворенности потребителей путём проведения анкетирования резидентов бизнес – инкубатора, которое проводилось с целью оценки социально-экономического эффекта. Анкетированием охвачено около 60% резидентов. Отмечены как положительные, так и отрицательные факторы. Среди положительных факторов, отмечен рост числа резидентов бизнес-инкубатора. Соответственно, количество потраченных бюджетных средств на 1 размещенного в инкубаторе резидента и стоимость создания одного рабочего места снижается. Кроме того, отмечается положительная динамика финансово-экономических показателей деятельности резидентов, а также высокая степень удовлетворенности резидентов качеством услуг бизнес инкубатора . Среди негативных факторов отмечен низкий процент наполняемости инкубатора, снижение доли резидентов, занимающихся научно-технической деятельностью, и доли резидентов, осуществляющих свою деятельность в инновационной сфере, несмотря на то что бизнес инкубатор является именно инкубатором инновационной направленности. В нарушение требований Положения о бизнес-инкубаторе, Управляющей компанией не организован учет отдельных видов работ. Выявлена недостоверность отчетных данных по деятельности Бизнес инкубатора об объеме проведенных консультаций. Не проводится оценка перспективности проектов с точки зрения готовности их к реализации с применением оценочной системы установленной управляющей компанией в Методике оценки; не привлекаются внешние эксперты для сопровождения бизнес-проектов на стадии инкубирования. В некоторых бизнес-планах отсутствуют технико-экономические показатели, что не позволяет осуществлять мониторинг их развития. В организации отсутствуют инновационные менеджеры по управлению проектами. По итогам аудита эффективности функционирования муниципального центра поддержки предпринимательства деятельность АРП также оценена как средне эффективная. Отмечены как положительные, так и отрицательные факторы, среди которых – снижение числа участников семинаров и тренингов почти на 30%. К положительным факторам можно отнести увеличение доли получателей консультационных услуг Центра, незначительное увеличение количества проведенных семинаров и сохранение числа обратившихся за консультацией по участию в стартапах. Вместе с тем, отмечено, что невозможно оценить деятельность Центра по динамике количества зарегистрированных при участии АРП субъектов предпринимательской деятельности, по количеству новых компаний, созданных при консультационной поддержке центра, а также по количеству созданных рабочих мест по новым предприятиям и проектам в связи с отсутствием зафиксированных и накопленных данных. Учёт оказанных услуг в Центре поддержки предпринимательства должным образом не организован. В отношении управления объектами ТПЗ оценить деятельность АРП как эффективную не представилось возможным. Среди позитивных факторов отмечен: - рост числа резидентов; - высокий % заполнения ТПЗ (в среднем 85%). При этом в качестве отрицательных эффектов отмечены рост дебиторской задолженности резидентов, которая составляет около 10 млн. руб., и, как следствие, несущественная доля отремонтированных объектов. Кроме того, В АРП не ведется сбор и учет основных технико-экономических показателей резидентов, которые характеризовали бы эффективность реализуемых через АРП форм поддержки: - оборот резидента, количество реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, объем привлеченных инвестиций, количество рабочих мест (созданных/сохраненных), средне-месячной заработной платы, суммы уплаченных налогов и страховых взносов во внебюджетные фонды, в том числе подлежащие зачислению в бюджет ЗАТО Северск. Наличие данных факторов сделали невозможным проведение достоверной оценки эффективности деятельности данного направления. Вместе с тем сделан вывод о том, что на наличие отрицательных эффектов также оказало влияние отсутствие нормативно-правовой базы, которая регламентировала бы порядок организации деятельности по управлению объектами ТПЗ. По результатам аудита по каждому направлению деятельности АРП были разработаны рекомендации по повышению эффективности и качества работы.
В ходе аудита отмечены и другие нарушения, касающиеся как использования имущества, так и расходования средств субсидии. Так, достижение некоторых значений показателей, а также выполнение планов работ по бизнес-инкубатору подтверждено только частично. В некоторых случаях отмечено дублирование отчётных данных бизнес-инкубатора и Муниципального Центра по проведенным консультациям, семинарам, мероприятиям. Отчёты об исполнении плана работы Центра, отчеты о достижении показателей эффективности формировались с учётом результатов услуг, оказанных АРП за плату сторонним организациям. До декабря 2014 года допускались нарушения условий и порядка предоставления помещений в городском бизнес-инкубаторе, а именно: - несоблюдение максимального срока размещения резидентов; - размещении субъектов без проведения конкурсных процедур, в том числе, для осуществления ими запрещенных видов деятельности. Причём, в отношении данных субъектов, размещенных в инкубаторе без проведения конкурсных процедур и для осуществления ими запрещенных видов деятельности, устанавливались повышенные ставки арендной платы по сравнению со ставками большинства других резидентов, получивших право на законных основаниях. Установлен факт неправомерного заключения договоров субаренды на размещение субъекта, незарегистрированного на территории ЗАТО и для осуществления запрещенных видов деятельности. Кроме того, допускалось изменение существенных условий договоров при их исполнении; превышение предельно допустимого размера площади, приходящегося на одного резидента, заключение договоров до подведения итогов конкурса на право размещения и реализации проектов в бизнес-инкубаторе (за 1 месяц). Установлена аффилированная связь размещенных в инкубаторе субъектов предпринимательства, которая заключается в наличии у нескольких резидентов одних и тех же учредителей. Ввиду ограниченного срока пребывания резидентов (не более 3 лет) в бизнес-инкубаторе, учредителями бывших резидентов создавались фирмы, которые впоследствии также становились резидентами. Кроме того, имелись случаи, когда аффилированные лица размещались в один и тот же период времени, а также без проведения конкурсных процедур и для ведения запрещенных видов деятельности. Доля площади в бизнес-инкубаторе, занятая аффилированными лицами от площади, фактически занятой субъектами малого предпринимательства, в разные периоды времени (в период 2014-2015 годов), варьировалась от 38% до 71%, при этом количество аффилированных фирм составляло 12-13% от общего количества размещаемых в течение года резидентов. До декабря 2014 года в нарушение Положения о бизнес-инкубаторе при определении арендной платы не применялись ставки по действующей методике и не применялись льготы в виде снижающего процента, что приводило к завышению применяемых ставок и установлению их в различном диапазоне. Расчетный уровень ставок для большинства резидентов бизнес-инкубатора превышал размер платы, установленный в Методике расчета ставок. В нарушение действующих нормативно-правовых актов и условий договоров при передаче части помещений в здании бизнес-инкубатора в субаренду не осуществлялось согласование с Управлением имущественных отношений и не применялся повышающий коэффициент, предусмотренный Методикой при сдаче помещений в субаренду, в результате чего арендные платежи за пользование имуществом в бюджет с декабря 2014 года и по настоящее время поступают в меньшем размере.
В нарушение антимонопольного законодательства Управлением имущественных отношений были заключены договоры аренды муниципального недвижимого имущества с АРП, а АРП соответственно с резидентами без проведения торгов. Факт нарушения признан Управлением Федеральной антимонопольной службы по Томской области.
При установлении арендной ставки для резидентов ТПЗ применялась единая ставка (55 руб. за м2 в месяц), определенная в Концепции создания и развития ТПЗ на основании проведенной рыночной оценки и применяется с 2009 года. Решением Правления к ставке арендной платы применялся понижающий коэффициент 0,1 на период не более 12 месяцев в виде льготы на период запуска производства. При этом резидентами, пользующимися такими льготными условиями, должны были предоставляться отчетные финансовые документы о вложении средств в муниципальное имущество или в производство. Такие отчеты фактически не предоставлялись, тем не менее предоставление льгот не прекращалось. Кроме того, установлены факты предоставления льготы в виде понижающего коэффициента на период более 12 месяцев и льготы путем начисления ежемесячного платежа в размере 30 руб. за м2 в мес. При этом решения Правления по данным фактам отсутствовали. За период с июня 2014 по июнь 2016 года льгота в виде понижающего коэффициента предоставлена резидентам ТПЗ на общую сумму 7 млн. 241 тыс. руб. Данная льгота, по сути, является финансовой поддержкой субъектов малого и среднего предпринимательства. Однако не представилось возможным определить повлияла ли данная льгота на улучшение технического состояния объектов муниципального имущества или на запуск и развитие производства, по причине не предоставления резидентами соответствующих отчетов. С учетом результатов проверки, Счётной палатой предложены варианты реализации имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства в рамках ТПЗ. В целях реализации результатов контрольного мероприятия по направлению деятельности - управление имущественным комплексом технопарковой зоны Распоряжением Администрации ЗАТО Северск утвержден План мероприятий по устранению нарушений и недостатков. По результатам рассмотрения материалов аудита на Совете Думы решено заслушать на одном из последующих заседаний Совета Думы представителя Администрации о перспективах модернизации АРП-Северск с учетом государственной политики в области поддержки субъектов среднего и малого предпринимательства и результатов совместной проверки.