Счётной палатой подготовлено Заключение на Отчёт об исполнении бюджета за 2016 год
10 мая 2017 года состоялось рассмотрение проекта решения Думы ЗАТО Северск «Об утверждении годового отчёта об исполнении бюджета ЗАТО Северск за 2016 год». Проект был рассмотрен на совместном заседании постоянных комитетов Думы ЗАТО Северск. С содокладом выступил Председатель Счётной палаты ЗАТО Северск Балашков С.В., который отметил, что в соответствии с требованиями Бюджетного законодательства Счётной палатой подготовлено Заключение на отчет об исполнении бюджета за 2016 год, в котором изложены результаты внешней проверки бюджетной отчетности главных администраторов доходов, учтены результаты экспертно-аналитической деятельности, результаты анализа отчетов об исполнении муниципальных программ и оценки эффективности программ. При проведении экспертизы достоверность консолидированного отчета муниципального образования об исполнении бюджета подтверждена, вместе с тем, сделан ряд замечаний к заполнению отдельных форм отчетности Главных Администраторов доходов и предложены варианты повышения информативности предоставляемой отчетности. Не останавливаясь на представленных параметрах бюджета, Сергей Балашков уделил внимание основным выводам, которые были сделаны по результатам экспертизы. Позитивным моментом отмечено незначительное по сравнению с 2015 годом увеличение на 3,8% (35,5млн. руб.) поступлений налоговых и неналоговых доходов, составляющих доходный потенциал территории. Рост произошёл в основном за счет НДФЛ, который увеличился на 6,3% (35 млн. руб.), несмотря на снижение дополнительного норматива отчислений, который нам определяет Томская область. В 2016 году произошло увеличение доходов от приватизации, и в качестве положительного момента отмечен рост на 34% стоимости квадратного метра проданных на аукционах помещений. При этом произошло снижение безвозмездных поступлений на 275 млн. 600 тыс. руб. или на 9,12%, что связано в основном с сокращением поступлений субсидий. Отмечена тенденция роста задолженности по доходам от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. Реальная сумма задолженности в период 2013-2016 годов возросла на 54,4% с 88 млн. руб. и составила 136 млн. руб. Основную долю задолженности составляют долги по арендной плате за землю (более 91 млн. руб.). На данный факт влияет общая экономическая ситуация в стране и в строительной сфере. При этом от общей суммы задолженности примерно 25% или 23,7 млн. руб. составляет задолженность предприятий-банкротов, т.е. поступление данной суммы задолженности в бюджет ЗАТО Северск сомнительно. Традиционно обращено внимание на снижение поступлений не только в виде отчислений от прибыли муниципальных предприятий, что связано как с их приватизацией, так и со снижением финансового результата, но и по статье «дивиденды от прибыли предприятий», 100% участником в которых является муниципалитет. Причиной тому является не принятие Советами директоров и участников обществ с ограниченной ответственностью (ООО) решений по распределению прибыли ни в пользу муниципалитета, ни в пользу предприятий. Отмечается рост задолженности по платежам за наем жилых помещений, которая в течение 2016 года возросла с 3,4 млн. руб. до почти 5 млн. руб., т.е. на 46,7% (против 2015 года - 5,3%), что может быть отчасти связано с увеличением размера платы. Что касается расходной части бюджета, было отмечено, что в соответствии с требованиями законодательства практически все расходы 93,4% являются программными расходами бюджета. Фактическое исполнение программных расходов составило 94,8%. Анализ результатов исполнения программ показал, что основными причинами не освоения бюджетных средств явились выполнение подрядчиками работ с нарушением установленных сроков, в том числе, по причине некачественного выполнения работ, позднее поступление трансфертов из бюджетов других уровней, экономия средств. В 2016 году 8 муниципальных программ из 16 исполнены на 99% - 100%, 7 программ исполнены на уровне более 88% к уточненному плану, освоение средств по программе «Комплексное развитие систем коммунальной и инженерной инфраструктуры ЗАТО Северск» составило 61,6%. Если при утверждении бюджета на 2016 год уровень финансирования программ составлял 67% от потребности, то к концу года путем корректировки потребности и объемов финансирования он составлял 99%. По результатам оценки эффективности реализации муниципальных программ ЗАТО Северск за 2016 год, рассчитанной ответственными исполнителями, 13 программ (87%) имеют высокую эффективность реализации, 2 программы являются эффективными. По сравнению с 2015 годом муниципальные программы и входящие в их состав подпрограммы исполнены более эффективно. Однако анализ результатов реализации муниципальных программ, показателей годовых отчетов о реализации и оценке эффективности программ, проведенные за 2016 год, а также экспертиза качества проработки программ как документа стратегического планирования, проведенная Счетной палатой в 2015 году, показали, что не по всем программам полученная оценка является объективной. Одной из главных причин этому является корректировка как финансирования, так и целевых показателей под фактическое выполнение. Председателем Счётной палаты ЗАТО Северск было отмечено, что в настоящее время Администрацией ведется активная работа по информатизации процесса исполнения бюджета. И более эффективной реализации муниципальных программ будет способствовать дальнейшее внедрение программных продуктов АЦК, позволяющих автоматизировать систему проведения корректировок программ и увязке изменений показателей программ с изменениями объемов финансирования. Что касается финансовой дисциплины ГРБС Сергей Балашков отметил, что не всеми разработчиками программ своевременно внесены изменения в программы. А Управлением образования своевременно не обеспечен возврат в бюджет или уменьшение на 2017 год сумм субсидий на выполнение муниципального задания на сумму 3,6 млн. руб. в связи с невыполнением заданий подведомственными учреждениями. Несвоевременный возврат средств приведет к тому что они не смогли быть вовремя направлены на другие цели. В связи с этим было рекомендовано как ГРБС, так и Финансовому управлению усилить контроль за своевременным предоставлением отчетности и принятием мер по результатам выполнения муниципальных заданий. Вместе с тем было сказано о положительной за ряд лет динамике снижения остатков не освоенных ГРБС средств на едином счете бюджета. Как отметил Сергей Балашков, бюджет ЗАТО Северск имеет в большей степени социальную направленность и достаточно существенную сумму (около 50 млн.) составляют адресные выплаты, относящиеся к публичным нормативным обязательствам. Однако в Приложении к Отчету, где отражаются публичные обязательства, не отражалась практически половина выплат, в том числе на исполнение переданных полномочий по выплатам по опеке и попечительству, на выплату именных стипендий, что снижает информативность бюджета. Вместе с тем, несмотря на неоднократные замечания Счётной палаты в приложении отражаются выплаты пожизненной ренты, которые в силу закона не являются публичными нормативными обязательствами. Уже на протяжении нескольких лет в бюджете формируется Дорожный фонд, расходы которого в соответствии с Положением должны направляться на содержание, капитальный ремонт и реконструкцию дорог. Согласно существующему порядку доходы от приватизации имущества, зачисляемые в Дорожный фонд, должны направляться исключительно на капитальные вложения, однако за последние годы это условие фактически не выполняется, в связи с отсутствием необходимых объемов строительства дорог. В связи с этим Счётной палатой предложено скорректировать действующий Порядок в части возможности использования доходов от приватизации не только на капитальные вложения, но и на капитальный ремонт. При подготовке Заключения Счётной палатой проанализированы результаты закупочной деятельности заказчиков по ЗАТО Северск. В 2016 году сохранилась тенденция по осуществлению большей части закупок не конкурентными способами, а у единственного поставщика, в том числе и по причинам несостоявшихся аукционов, что приводит к снижению экономического эффекта от закупок. Значительная часть закупок не состоялась по причине низкой активности потенциальных участников закупок, либо по причине низкого качества оформления заявок. Вместе с тем, общий размер экономии по конкурентным закупкам составил 12,5% от начальной цены, причем по различным ГРБС он варьировал от 1% до 23%. По Томской области данный показатель составил 5,7%, общероссийский- 8,2%. Такая значительная экономия, как показали проведенные Счётной палатой мероприятия по аудиту в сфере закупок, зачастую свидетельствует о завышении начальных (максимальных) цен контрактов. По результатам рассмотрения предлагаемого документа Счётной палатой рекомендовано утвердить Отчет об исполнении бюджета ЗАТО Северск за 2016 год в предлагаемых параметрах, вместе с тем учесть вынесенные рекомендации, в том числе по внесению изменений в ряд правовых актов, регламентирующих вопросы исполнения бюджета и распоряжения муниципальным имуществом.