Отчёт о работе Счётной палаты ЗАТО Северск за 2016 год утвержден
30 марта на очередной сессии Думы ЗАТО Северск Председателем Счётной палаты С.В.Балашковым был представлен отчет о работе контрольного органа за 2016 год. Как отметил в докладе Сергей Балашков, работа Счётной палаты в 2016 году осуществлялась в соответствии с Планом, в котором были учтены предложения Мэра, Комитетов Думы, правоохранительных органов и Счётной палаты. Кроме того, были включены мероприятия, предусмотренные законодательством и возложенные на орган внешнего муниципального финансового контроля. План работы выполнен в полном объёме. Основными направлениями в отчетном году являлись: - контроль за обоснованностью размеров субсидий, выделяемых организациям различных форм собственности, и эффективностью их использования; - контроль в инвестиционной сфере; - развитие методологии проведения аудита в сфере закупок; - дальнейшее внедрение аудита эффективности. Все контрольные и экспертно-аналитические мероприятия были ориентированы не только на выявление нарушений и недостатков, но и на оказание практической помощи субъектам проверок в части правильного ведения бухгалтерского учета, бюджетной отчетности, соблюдения требований законодательства при использовании муниципального имущества, организации закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд. Основной задачей каждого мероприятия было формирование предложений, направленных на повышение эффективности деятельности органов Администрации, отдельных организаций и роста результативности бюджетных расходов. В отчетном году было продолжено взаимодействие с органами местного самоуправления по вопросам повышения качества и прозрачности бюджетного процесса, экономного и эффективного расходования бюджетных средств, поиска дополнительных резервов доходных источников бюджета. Являясь членом Союза муниципальных контрольно-счётных органов Российской Федерации, Счётная палата сотрудничает с контрольными органами субъектов и муниципальных образований, представляя доклады и сообщения на конференциях, и принимая участие в семинарах. На повышение качества и результативности деятельности Счётной палаты важное влияние оказывает работа Коллегии. В 2016 году проведено 20 заседаний Коллегии Счётной палаты, на которых обсуждались результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, вопросы организационно-методологической деятельности и планы работы. Рассмотрен и утвержден стандарт «Правила проведения контрольного мероприятия», внедрен Классификатор нарушений, выявляемых в ходе внешнего финансового контроля. Проведено одно расширенное заседание Коллегии с участием председателей комитетов Думы по рассмотрению заключения Счётной палаты на проект бюджета на 2017 год и плановый период.
Проведено 96 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, из них контрольных 8. В процессе осуществления контроля проверками были охвачены 18 организаций, среди которых: - семь органов Администрации ЗАТО Северск; - семь некоммерческих организаций; - одно муниципальное учреждение; - три общества с ограниченной ответственностью, являющиеся получателями бюджетных субсидий. Объём проверенных средств в ходе контрольных мероприятий составил более 517 млн. руб., что составило 13,6% от расходной части бюджета. Из них 314 млн. 366 тыс. руб. составляли средства, проверенные в рамках аудита закупок в Управлении капитального строительства. Общий объём выявленных нарушений составил 385 млн. 872 тыс. руб., в том числе, нарушений установленного порядка распоряжения имуществом – 55 млн. 778 тыс. руб.
Среди основных нарушений выявлены следующие: - неэффективное использование – 7 млн. 290 тыс. руб. или 2%; - неправомерное использование бюджетных средств в сумме 13 млн. 606 тыс. руб. или 4%; - нарушение порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности в сумме 208 млн. 896 тыс. руб. или 54%; - и иные нарушения в сумме 156 млн. 80 тыс. руб. – 40%.
Неэффективное использование средств составило 7 млн. 290 тыс. руб. (2%).
Основная сумма была выявлена в Управлении капитального строительства и связана с недостатками при определении начальной максимальной цены контракта, которые привели к оплате работ по реконструкции стадиона «Янтарь» по завышенной цене. Завышение составило 545 тыс. руб. Кроме того, при выполнении работ по реконструкции фасада здания «Детского сада № 4» были выполнены работы по монтажу 4-ех входов, не включённые в проект и не требующие выполнения по объективным причинам. Неэффективные расходы по этой причине составили более 1,5 млн. руб. Неправомерные расходы составили 13 млн. 606 тыс. руб. (4%).
Наибольшая сумма 2 млн. 632 тыс. руб., - это неправомерное изменение условий аукционной документации при реконструкции стадиона «Янтарь» и 8 млн. руб. связано с нарушением законодательства о закупках при выполнении работ по ремонту дорожного покрытия. Нарушения бухгалтерского учёта и отчётности (208 млн. 896 тыс. руб.)
Несмотря на то. что нарушений данного вида в отчётном году существенно меньше, чем 2015 году, тем не менее, нарушения бухгалтерского учёта по-прежнему находятся на первом месте и занимают 54 % от всех выявленных. В основном нарушения обусловлены неполным отражением в отчётности Главных администраторов имущества, переданного в качестве финансовых вложений в подведомственные учреждения. Иные нарушения составили 156 млн. 80 тыс. руб., что существенно превышает показатели 2015 года.
Значительную часть составляют нарушения порядка распоряжения муниципальным имуществом – 55 млн. 778 тыс. руб., которые допущены двумя теплоснабжающими организациями, расположенными на внегородских территориях, при передаче арендованного имущества котельных в пользование другой организации без согласования с собственником имущества. К иным относятся и нарушения, выявленные при проведении аудита в сфере закупок в Управлении капитального строительства, сумма которых составила 13 млн. 797 тыс. руб., что связано, в основном, с несоблюдением заказчиком сроков оплаты по контрактам, заключенных с субъектами малого предпринимательства. К данной группе нарушений относятся и нарушения при определении начальной максимальной цены контрактов и неправомерным изменением условий контракта при проведении капитального ремонта дорог. 2016 год стал годом перехода к квалификации нарушений в соответствии с Классификатором, разработанным и утвержденным на основе Классификатора Счётной палаты Российской Федерации. Данный подход позволяет оценить нарушения в более детализированной форме в разрезе сфер контрольных полномочий Счётной палаты на всех стадиях бюджетного процесса. В Отчете приведена структура нарушений в соответствии с Классификатором, согласно которому основную долю нарушений составляют нарушения в сфере бухгалтерского учете и отчетности, затем – нарушения при формировании и исполнении бюджета, нарушения при управлении и распоряжении муниципальной собственностью, нарушения законодательства о закупках и далее – нарушения в сфере строительства и капитального ремонта. По результатам контрольных мероприятий устранено финансовых нарушений на общую сумму 265 млн. руб., что составило около 69 % от суммы выявленных нарушений. Экспертно-аналитическое направление занимает важную роль в деятельности контрольного органа, так как во многом способствует предотвращению нарушений ещё на стадий принятия решений. В отчётном периоде проведено 88 мероприятий данной направленности.
В рамках предварительного контроля было подготовлено Заключение на проект бюджета 2017 года и плановый период. Рекомендации Счётной палаты рассмотрены на заседании Комиссии по бюджету и частично учтены в итоговом Протоколе.
В рамках последующего контроля было подготовлено Заключение на Отчёт об исполнении бюджета за 2015 год. Предложения и рекомендации Заключения были учтены в Сводном Заключении Бюджетно-финансового комитета.
В рамках экспертно-аналитической деятельности проведены экспертизы 81 проекта правовых актов Думы и Администрации по вопросам исполнения бюджета и распоряжения муниципальным имуществом.
Более половины (48) заключений подготовлены на проекты правовых актов, связанных с распоряжением муниципальным имуществом. Анализ Заключений Счётной палаты показывает, что в основном распоряжение муниципальной собственностью осуществляется в соответствии с действующим законодательством. 17 Заключений касались внесения изменений в нормативно-правовые акты муниципального образования. Заключения касались предложений по внесению поправок: в Устав; в «Порядок оформления документов по организации реконструкции капитального ремонта муниципального имущества…» и в другие Порядки и Методики, утверждаемые Думой.
Проведены экспертизы и направлены предложения в стратегические документы: в «Программу Комплексного развитие систем коммунальной инфраструктуры…», в «Программу комплексного развития социальной инфраструктуры…» и в «Стратегию социально-экономического развития…».
Всего подготовлено 28 предложений в проекты нормативно-правовых актов. Из них 11 учтены при принятии документов, что составляет 39%.
Отчёты о результатах проверок направлялись в Думу и Администрацию ЗАТО Северск.
На заседаниях Совета Думы были рассмотрены материалы 7 - ми контрольных мероприятий.
Как отметил Сергей Балашков, в муниципальном образовании ЗАТО Северск сформирована эффективная система контроля за исполнением участниками бюджетного процесса направленных им представлений, предложений и замечаний. В адреса проверяемых организаций, в работе которых выявлены нарушения законодательства, направлено 7 Представлений. По всем получены ответы, в которых, как правило, содержалась информация об устранении замечаний, либо о том, что работа ведется. Все неисполненные пункты Представлений находятся на контроле.
Повышению эффективности мер, принятых по результатам проверок, способствовало заслушивание на заседаниях Совета Думы представителей Администрации по устранению нарушений и реализации рекомендаций Счётной палаты.
Распоряжением Администрации от 08 апреля 2016 года № 549р установлен единый порядок для всех органов Администрации по устранению нарушений, выявляемых Счётной палатой.
Основной акцент в работе по устранению нарушений сделан на формировании условий для реализации мер по недопущению таких нарушений в будущем. В связи с этим всем проверенным органам Администрации, организациям и предприятиям направлялись предложения не только для принятия конкретных мер по устранению выявленных недостатков, но и даны рекомендации по предупреждению их свершения впредь.
В рамках текущего контроля за исполнением Представлений Счётной палатой направлялись дополнительные запросы.
Так, например, по результатам контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных на реконструкцию фасада «Детского сада № 4» в УКС был направлен запрос о предоставлении информации о выполнении работ по облицовке крылец плиткой из антискользящего керамогранита, по безопасному ограждению приямков, по устройству водосточной системы, устройству пандуса для инвалидов и иных работ, связанных с устранением, отмеченных в Акте, недостатков.
Согласно полученному ответу и проведенному Счётной палатой осмотру, недостатки по качеству выполненных работ, устранены в полном объеме.
Аналогичная ситуация по физико-математическому лицею и другим объектам контроля.
В соответствии с требованиями законодательства информация о деятельности Счётной палаты а также о результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий регулярно предоставлялась в Думу и размещалась на официальном Сайте Счётной палаты. Подготовлено два выпуска бюллетеня один которых посвящен 10-летнему юбилею работы контрольного органа.
Серьезное внимание уделялось работе по реализации Федерального закона «О противодействии коррупции» и иных нормативных правовых актов, направленных на принятие мер по предупреждению, выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению коррупции и конфликта интересов на муниципальной службе. С этой целью предпринимались меры по развитию системы «внутренней антикоррупционной безопасности». Вносились изменения во внутренние акты Счётной палаты, направленные на противодействие коррупции в связи с ужесточением требований федерального законодательства в этой сфере.
В целях соблюдения требований законодательства о муниципальной службе и контрактной системе шесть работников прошли курсы повышения квалификации. Пять человек приняли участие в тематических семинарах.
Помимо результатов работы в 2016 году в докладе представлены основные направления деятельности на 2017 год, среди которых:
- контроль за ремонтами объектов социальной сферы;
- анализ использования понижающих коэффициентов по виду деятельности при определении размеров арендной платы;
- аудит эффективности реализации мероприятий муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан ЗАТО Северск»;
- Аудит в сфере закупок. Как отмечено в докладе, решение поставленных задач неразрывно связано с развитием методологической базы, повышением уровня автоматизации и внедрения новых программных продуктов контрольного органа, повышением профессионального уровня сотрудников и конечно же тесного взаимодействия с органами местного самоуправления.