24 марта 2017 года на Совете Думы ЗАТО Северск с докладом о результатах проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных на капитальный ремонт дорог г. Северска в 2015 году выступил Председатель Счётной палаты ЗАТО Северск Сергей Балашков.
Председатель озвучил цели, которые были поставлены перед проверяющими - это: анализ аукционной документации на предмет правильности формирования начальной максимальной цены; проверка соблюдения законодательства о контрактной системе при заключении и исполнении контракта; проверка соответствия объемов фактически выполненных работ, предъявленных к оплате заказчику; анализ правильности оформления исполнительной документации; проверка соблюдения технологии и качества выполненных работ.
Выполнение работ по капитальному ремонту дорог осуществлялось в 2015 году в рамках муниципальной программы «Улучшение качественного состояния объектов улично-дорожной сети, благоустройства и озеленения территории г. Северска» на 2015-2019 годы» и на основании входящей в её состав ведомственной программы. Разработчиком и участником ведомственной программы является УКС.
Первоначально в программе планировалось выполнение капитального ремонта 3-ех объектов, на которые собственно и был заключён контракт. Сумма контракта составила 61 млн. 168 тыс. руб.
В соответствии с контрактом планировалось сделать капитальный ремонт:
проезжей части ул. Свердлова (от пр. Коммунистический до ул. Ленина) Капитальный ремонт включал: подготовку и ремонт асфальтобетонного покрытия; замену бортовых камней; ремонт горловин колодцев, устройство тротуара и газона - стоимость составляла 7 млн. 909 тыс. руб.;
проезжей части ул. Курчатова (от ул. Ленина до ул. Калинина). Перечень работ аналогичный тому что по ул. Свердлова и дополнительно замена пешеходного ограждения – стоимость работ 19 млн. 787 тыс. руб.;
И проезжей части проспекта Коммунистический (от пл. Ленина (ул. Советская) до перекрестка с ул. Царевского). Перечень работ аналогичный тому, который планировался по ул. Курчатова – стоимость работ по капитальному ремонту - 33 млн. 472 тыс. руб.
Всего в рамках исполнения контракта предполагалось отремонтировать 37 тыс. 766 кв. м дорожного покрытия 4 тыс. 222 м. кв. тротуаров.
Оплата работ планировалась в два этапа: 1-ый этап в пределах лимитов 2015 – 8 млн. 263 тыс. руб.; 2 – ой в 2016 году - 52 млн. 905 тыс. руб.
Окончательная оплата должна была быть произведена до 01 июля 2016 года. Предполагалось на эти цели направить средства местного бюджета.
Согласно протоколу единой комиссии от 08 июня 2015 на участие в аукционе была подана единственная заявка от ООО «Кузбассдорстрой». Аукцион был признан несостоявшимся, а ООО «Кузбассдорстрой» - единственным его участником и победителем.
При проведении аукциона в качестве обоснования Начальной максимальной цены контракта УКСом были предоставлены локально-сметные расчеты с общей стоимостью работ 61 млн. 168 тыс. руб.
Локально-сметные расчеты были проверены Обществом с ограниченной ответственностью «Томский центр ценообразования в строительстве», и согласно заключениям, представленные расчеты соответствовали требованиям действующих нормативных документов, т. е. сметная стоимость в сметах была определена достоверно.
Анализ сметной документации выявил существенные недоработки, связанные с не отражением основных параметров объектов – таких как протяженность и ширина проезжей части, с качеством дефектных ведомостей и с не должным оформлением локально-сметных расчетов.
Кроме того, установлено завышение начальной максимальной цены контракта (начальная цена аукциона) на этапе составления смет на общую сумму 4 млн. 115 тыс. руб. Основные причины завышения цены связаны с: обоснованием стоимости вывоза и утилизации строительного мусора; с отсутствием обоснования норм расходования асфальтобетонного гранулята для использования его в качестве устройства основания под бордюры вместо песчано-гравийной смеси; с учётом стоимости возвратных материалов; с завышением в сметах площади ремонтируемого дорожного покрытия. По данной причине произошло наиболее значимое завышение, что в сумме по трем объектам составило 2 млн. 648 тыс. руб.
Согласно договору субподряда от 20 июня 2015 года, работы по муниципальному контракту были переданы ООО «Томскдорстрой», что не противоречит условиям муниципального контракта. Содержание договора субподряда, в основном, идентично содержанию контракта, при этом права, обязанности и ответственность подрядчика по контракту возложены на субподрядчика – ООО «Томскдорстрой», которое является дочерней фирмой ООО «Кузбассдорстрой».
Согласно контракта на Заказчика была возложена полная ответственность за качество проектной документации и применяемых материалов, а также за качество и объёмы выполняемых подрядчиком работ.
Гарантийный срок эксплуатации объекта установлен в 5 лет с момента подписания акта приемки законченного строительством объекта. Гарантия качества распространяется на весь объект в целом. Акты составлены и подписаны Заказчиком и Подрядчиком 20 октября 2015 года, следовательно, гарантийный срок, в течение которого подрядчик за свой счёт обязан устранять проявившиеся при эксплуатации дефекты, ограничивается 20 октября 2020 года.
В ходе исполнения контракта (начало работ – июнь 2015 года) Заказчиком были проведены дополнительные осмотры объектов, по результатам которых было принято решение об отсутствии необходимости выполнения некоторых работ и уменьшения объемов отдельных видов работ на всех объектах: Например,
- отказались от обустройства газонов на всех участках;
- отказались от ремонта ограждений на ул. Курчатова;
- отказались от ремонта тротуаров по ул. Курчатова и ул. Свердлова
- было решено замену бортового камня на ул. Свердлова и ул. Курчатова производить только при износе бордюра на 70 % и выше.
Взамен этих работ было предложено выполнить ремонт пл. Театральной и части проспекта Коммунистического (четная сторона) от пл. Театральной до остановки «Солнечная». В результате данного решения, На не выполненные объемы работ были составлены дополнительные расчеты, согласно которым сметная стоимость по всем видам и объемам работ была уменьшена на 14 млн. 161 тыс. руб.,
В ходе проверки комиссией в составе ответственных представителей от Счетной палаты, УКС, ООО «Томскдорстрой» были выполнены контрольные замеры геометрических параметров проезжей части, проверка установки бортовых камней, ремонта горловин колодцев ливневой канализации. Отклонений от данных исполнительной документации не выявлено.
Лабораторные испытания на предмет физико-механических свойств асфальтобетона из щебёночно-мастичного асфальта (ЩМА), выполненное Строительной лабораторией, показало соответствие смеси требования ГОСТ.
Контрольные замеры толщин покрытия определялись методом отбора керн силами специалистов привлеченной независимой инженерной лаборатории «ДОРСЕРТТЕСТ» в составе аккредитованной фирмы ООО «Строительная лаборатория», с которой Счётной палатой был заключен договор.
Протоколы измерения толщин выполнены на основании Актов отбора проб с предварительным замером толщины конструктивных слоев в присутствии представителей Заказчика и подрядчика.
Весь процесс от отбора проб из покрытия до проведения измерений в лабораторных условиях зафиксирован в виде фотоотчета.
При замерах были выявлены отклонения в толщинах верхнего и нижнего слоёв покрытия от указанных в исполнительной документации и от данных лабораторных испытаний, проводимых подрядной организацией в рамках внутрипроизводственного контроля на проезжих частях по ул. Курчатова и ул. Свердлова. При этом Сергеем Балашковым было отмечено, что данные лаборатории Подрядчика ООО «Дорстройэкспорт» не подтверждены фотоматериалами.
В этой связи, Председателем Счётной палаты было обращено самое пристальное внимание на ставшее уже традиционным замечание. Это некачественное и несвоевременное оформление исполнительной документации, а именно:
1. Отсутствует рабочая документация на объект (плановое положение с границами участков капитального ремонта объекта и его основные характеристики).
2. Отсутствуют фотоматериалы к актам отбора проб (вырубок) с указанием толщины слоев асфальтобетона, подтверждающие факт выполнения отбора и толщины вырубок (ООО «Дорстройэкспорт»).
3. Отсутствовало обоснование на замену песчано-гравийной смеси, принятой в сметной документации, на лом из асфальтобетона (гранулят). К техническому решению на замену материала не приложены протоколы испытаний на прочность и сдвигоустойчивость, подтверждающие соответствие прочностных характеристик гранулята требованиям, установленным ГОСТом.
Отмечены нарушения по срокам оформления и предоставления Подрядчиком исполнительной документации. Приемка работ осуществлена 20 октября 2015 года, однако исполнительная документация была направлена в адрес Заказчика только спустя месяц. Хотя согласно контракту документация должна была быть оформлена и направлена за 2 дня до окончания работ.
В ноябре 2015 года Департаментом промышленности и развития предпринимательства Томской области в целях реализации мероприятия ведомственной программы «Капитальный ремонт объектов улично-дорожной сети» бюджету ЗАТО Северск были предоставлены средства межбюджетного трансферта в размере 60 млн. руб., о чём было заключено соответствующее Соглашение, в котором были указаны объекты капитального ремонта.
По завершении ремонтных работ стороны по взаимному соглашению расторгли муниципальный контракт. При этом в Дополнительном соглашении к контракту от 04 декабря 2015 цена контракта была снижена с 61 млн. 168 тыс. руб. до 57 млн. 748 тыс. руб., т.е. до стоимости фактически выполненных объемов работ, подлежащих оплате. С учётом полученного трансферта работы были полностью оплачены в 2015 году. Неиспользованные средства в сумме 2 млн. 252 тыс. руб. были возвращены в областной бюджет.
По результатам проверки в адрес УКС направлено Представление по устранению нарушений. Согласно полученному ответу УКС ведется претензионная работа по взысканию средств с подрядной организации (75,5 тыс. руб.) Лабораторным путем с приложением видеоматериала получен и утвержден коэффициент уплотнения на гранулят, используемый под основание бордюров (поскольку такая технология планируется к применению в дальнейшем). Председателем были озвучены рекомендации, представленные в Отчёте.
1. Повысить персональную ответственность специалистов, ответственных за подготовку актов обследования и дефектных ведомостей, являющихся основой для составления сметной документации и формирования начальной цены аукционов.
2. С целью повышения объективности сметной документации обеспечить в Актах общего осмотра (дефектных ведомостях) отражение основных параметров объектов капитального ремонта – протяженность, ширина проезжей части, существующая конструкция, а также графическое подтверждение требуемых объемов работ.
3. При организации контроля качества выполненных работ заказчику обеспечить наличие в исполнительной документации фотоматериалов к актам отбора проб (вырубок) с указанием толщины слоёв асфальта-бетона, подтверждающих факт выполнения отбора и толщины вырубок.
4. Утвердить технологию укладки гранулята в основание бордюров и норму расхода гранулята с учетом необходимого коэффициента уплотнения с целью обеспечения достоверности отражения расхода материала в актах на его списание в работу.
В решение Совета Думы Сергей Балашков предложил: на Совете Думы заслушать представителя Администрации о ходе подготовки к капитальному ремонту дорог в 2017 году с учетом замечаний и рекомендаций, изложенных в Отчёте проверки Счётной палаты.
В результате обсуждения предложения Председателя Счётной палаты Совет Думы решил:
Заслушать данную информацию не на Совете, а на сессии Думы ЗАТО Северск в апреле 2017 года.