23 сентября 2016 года на очередном заседании совета Думы ЗАТО Северск Председателем Счетной палаты Сергеем Балашковым были представлены результаты двух контрольных мероприятий, проведенных в соответствии с планом работы Счетной палаты: Отчет о проверке целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на реконструкцию фасада здания МБДОУ «Детский сад КВ № 4» и Отчет о проведении аудита эффективности закупок, осуществленных Управлением капитального строительства, за 2015 год.
Как отмечено в докладе, проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на реконструкцию фасада здания МБДОУ «Детский сад КВ № 4» вновь выявила недостатки в проектной документации, изготовленной ООО «ТюменьСтройПроект», связанные с некачественным проведением обмерных работ, что привело к необоснованному завышению сметной стоимости работ на 864 тыс. руб. при общей стоимости 4,9 млн. руб.
В результате, при исполнении контракта подрядчиком были выполнены работы как предусмотренные контрактом, так и работы, которые не были включены в контракт и, соответственно, не были учтены техническим заданием заказчика, технической документацией и сметой.
Так, дополнительно были выполнены и приняты заказчиком работы стоимостью 749 тыс. руб. Вместе с тем, часть предусмотренных контрактом работ стоимостью 938 тыс. руб. была исключена Техническим решением заказчика, как не требующих выполнения.
Отклонения от проекта и технического задания также были установлены и при проведении контрольных обмеров. В результате чего нарушены требования безопасности, установленные статьёй 11 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Выборочные контрольные обмеры выявили несоответствие принятых и оплаченных объёмов работ на сумму 24 тыс. руб. Кроме того, отмечено низкое качество отдельных видов выполненных работ.
По результатам проверки в адрес УКС вынесено Представление по устранению нарушений, при исполнении которого допущенные подрядной организацией недоделки устранены.
В целях выполнения работ, которые не были предусмотрены муниципальным контрактом, но объективно необходимы для обеспечения безопасного функционирования дошкольного учреждения, было подготовлено новое техническое задание и в настоящее время проводится аукцион.
В докладе Сергея Балашкова представлены также результаты аудита эффективности закупок, осуществленных УКС в 2015 году. Целью проведенного аудита являлась оценка эффективности действий Управления капитального строительства как заказчика при осуществлении закупок, установление причин недостатков и оценка влияния этих недостатков на эффективность закупок. Среди недостатков при осуществлении закупочной деятельности названы нарушения при ведении плана-графика и нарушение сроков оплаты контрактов, заключенных с субъектами малого предпринимательства. Кроме того, отмечен довольно низкий уровень конкурентных закупок (93% закупок совершены бесконкурентными способами). Это обусловило и достаточно низкий процент экономии, сложившейся на торгах в результате снижения начальной цены.
Среди состоявшихся аукционов почти 60% контрактов заключены с демпингом. В связи с этим Счетной палатой обращено внимание Заказчика и Администрации на то, что снижение цены хоть и является одной из целей конкурентных закупок, но когда снижение превышает разумные пределы, то вызывает сомнение правильность формирование начальной цены и это так же может быть предметом для более детального изучения этого вопроса.
Как отметил С. Балашков, на снижение эффективности закупок оказало влияние нарушение подрядными организациями сроков выполнения работ. Сумма предъявленных санкций составила более 1 млн. руб.
В докладе представлены также результаты оценки эффективности закупок, проведенной Счетной палатой по разработанным показателям с учетом предусмотренных Федеральным законом № 44-ФЗ критериев, «законность», «целесообразность», «обоснованность», «своевременность», «результативность» закупок по 100 бальной шкале.
Согласно полученным данным средняя оценка эффективности 30 закупок, осуществленных конкурентными способами, составила 75 баллов, что свидетельствует о достаточно высоком уровне эффективности закупочной деятельности. Такой уровень эффективности достигнут благодаря тому, что в соответствии с предлагаемыми критериями все закупки были запланированными, обоснованными с точки зрения необходимости выполнения работ, а допущенные нарушения законодательства не оказали существенного влияния на эффективность использования бюджетных средств. Вместе с тем, было указано на необходимость повышения ответственности должностных лиц, отвечающих за приемку выполняемых работ, поскольку не все объекты удовлетворяют требованиям качества и вызывают нарекания со стороны пользователей.
В связи с тем, что удовлетворенность потребителей в конечном итоге является главным критерием эффективности и результативности использования бюджетных средств, как заверил С. Балашков, в последующем, при проведении аудитов, такой критерий оценки обязательно будет внедрен.
По результатам аудита представлены рекомендации и запланирована дальнейшая работа с Администрацией по обсуждению причин влияющих на эффективность закупок и выработке предложений по их устранению.