О результатах проверки реализации концессионного соглашения
24 июня на заседании Совета Думы ЗАТО Северск Председателем Счетной палаты С. Балашковым представлены материалы проверки содержания имущества, переданного по концессионному соглашению ОАО «Тепловые сети». Проведенная проверка явилась продолжением темы, обозначенной еще в 2011 году как анализ причин возникновения убытков у ОАО «Тепловые сети» при реализации тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения населению и другим потребителям г. Северска иобоснованность суммы, выделяемой из бюджета на покрытие разницы между фактическим и нормативным потреблением тепловой энергии населению города (РФНП).
Среди основных причин наличия убытков у предприятия оказались издержки эксплуатируемой в Северске открытой системы теплоснабжения и наличие сверхнормативных потерь тепловой энергии на магистральных сетях.
На основании вынесенных Счетной палатой рекомендаций и в соответствии с требованиями законодательства Управлением ЖКХ было организовано проведение энергетического аудита с целью определения энергетической эффективности сетей и выработки предложений по изменению системы теплоснабжения и горячего водоснабжения. По результатам аудита была разработана «Программа, направленная на снижение потерь, повышение энергоэффективности в системах теплоснабжения и горячего водоснабжения, и обеспечения качественного предоставления коммунальных услуг населению г. Северска на 2013-2035 гг.».
Для определения, направлений расходования средств предприятия на инвестиции была проведена проверка содержания муниципального имущества, полученного ОАО «Тепловые сети» в рамках концессионного соглашения, заключенного в 2010 году.
Как отмечено в докладе, концессионное соглашение должно было стать одним из механизмов реализации мероприятий «Программы, направленной на снижение потерь, повышение энергоэффективности в системах теплоснабжения и горячего водоснабжения, и обеспечения качественного предоставления коммунальных услуг населению г. Северска на 2013-2035 гг.».
Проверка вскрыла серьёзные недостатки при реализации Соглашения.
Так, некорректное определение предмета Соглашения привело к тому, что предприятием составлялся один титульный список на работы по капитальному ремонту и на работы по реконструкции без разделения по видам работ. Поэтому, даже на стадии планирования было затруднительно определить сумму инвестиций, направляемых на реконструкцию.Не четкое определение видов работ в титульных списках позволяло предприятию оперировать затратами в том плане, какие работы отнести к реконструкции, а какие к капитальному ремонту, в зависимости от финансового положения предприятия.
Титульный список объектов капитального ремонта и реконструкции на 2013 год утвержден в окончательной редакции в количестве 56 объектов на общую сумму 56,3 млн. руб. (без НДС). Согласно Отчету выполнено работ на эту же сумму.
Титульный список на 2014 год утвержден в количестве 61 объект на общую сумму 55,9 млн. руб. Согласно Отчету выполнено работ на сумму 55,9 млн. руб. (без НДС).
Однако, как показала проверка, информация в отчетах о выполнении работ, которые предоставляются собственнику имущества, недостоверно отражены фактические затраты Акционерного общества на выполнение работ по реконструкции и капитальному ремонту в рамках концессионного соглашения. Данные отчетов не соответствовали ни данным бухгалтерского учета, ни данным первичных учетных документов о фактических затратах предприятия. Согласно данным бухгалтерского учета затраты на проведение работ по реконструкции и капитальным ремонтам в 2013 году составили 78,1 млн. руб., в том числе 59,2 млн. руб. – реконструкция, 18,9 млн. руб. – капитальный ремонт (разница с отчетом в 21,8 млн. руб.).
В 2014 году затраты составили 56,8 млн. руб., в том числе по реконструкции – 40,6 млн. руб., по капитальному ремонту - 16,2 млн. руб. (разница составила около 1 млн. руб.).
Причиной тому является тот факт, что на протяжении ряда лет никак не удаётся решить вопрос о форме передачи информации собственнику имущества, о фактической стоимости выполненных собственными силами работ по реконструкции. Как было установлено в ходе проверки, стоимость таких работ формировалась на предприятии с нарушениями правил формирования стоимости основных средств, что и приводило к завышению стоимости реконструкции как в отчете собственнику, так и в реестре муниципального имущества.
На необоснованное увеличение стоимости оказывал влияние и тот факт, что на предприятии не был организован учет возвратных материалов, остающихся от демонтажа в распоряжении предприятия, а это существенные суммы, на которые возможно было увеличение титульного списка.
Кроме того, в ходе проверки было обращено внимание на несоответствие технической информации об объекте основного средства, отраженной в учете предприятия, с информацией, отраженной в актах формы КС-2 при оформлении выполненных работ по данным объектам. Кроме того, выявлены случаи неправильного определения стоимости отдельных видов работ, а также замечания к оформлению исполнительной документации при выполнении скрытых работ,
Главным выводом по результатам проверки стал вывод о том, что в течение 2013-2014 гг. в рамках концессионного соглашения выполнялись работы, обозначенные в «Программе, направленной на снижение потер как мероприятия 1-ой группы, т.е. носят оперативно-технический характер и направлены на снижение потерь (в основном замена труб и замена изоляции).
Работы по выполнению мероприятий 2-ой группы, направленные на повышение качества предоставления коммунальных услуг (отопление и горячее водоснабжение) населению не выполнялись, поскольку стратегические решения по изменению системы теплоснабжения Администрацией города не приняты, одной из причин чего является достаточно высокая стоимость проекта
Подводя итоги проделанной работы Сергей Балашков подчеркнул, что по результатам проверки с целью исполнения вынесенных Счетной палатой рекомендаций были проведены 3 совещания, как с представителями Администрации, так и с представителями предприятия, значительная часть выявленных недостатков устранена.
Однако открытым остается вопрос о принятии стратегических решений по наполнению титульных списков объектами реконструкции, в соответствии с рекомендациями аудита по изменению системы теплоснабжения с целью снижения сверхнормативных потерь тепловой энергии. Как отмечено в докладе, двигаться в данном направлении необходимо, поскольку пока такие решения не будут приняты, тема возмещения из бюджета предприятию убытков, возникающих при реализации тепловой энергии, в том или ином виде будет оставаться актуальной и безальтернативной.
По результатам рассмотрения материалов проверки вопрос о перспективах изменения системы теплоснабжения и горячего водоснабжения поставлен на контроль Совета Думы