22 января 2016 года на очередном заседании Совета Думы ЗАТО Северск Председателем Счетной палаты ЗАТО Северск Сергеем Балашковым представлены результаты проведенного аудита закупок, осуществленных дошкольными образовательными учреждениями в 2014 году и результаты проведенных экспертиз действующих с 2015 года в ЗАТО Северск муниципальных программ.
В ходе проведенного аудита в сфере закупок в 28 учреждениях дошкольного образования осуществлялся анализ организации закупочной деятельности, документов и информации, размещенных на Официальном сайте и предоставленных по запросу Счётной палаты.
Как показал проведенный анализ, всеми заказчиками исполнены требования законодательства по организации закупочной деятельности, а именно по назначению контрактного управляющего или созданию контрактной службы. Однако недостаточная их квалификация и опыт работы в данной сфере привели к значительному количеству выявленных нарушений. Существенное количество нарушений допущено заказчиками на стадии планирования закупок. Отсутствие необходимой информации в планах графиках, размещенных на официальном сайте не только затрудняло проведение анализа, но и не позволяло потенциальным участникам торгов планировать свою деятельность по участию в закупках.
В ходе аудита проанализированы извещения о закупках, аукционная документация, процедуры проведения закупок, а также вопросы, связанные с заключением контрактов.
Как положительный момент Счетной палатой отмечено, что нарушения процедурных вопросов закупок минимизированы в основном благодаря эффективной работе уполномоченного органа – отдела муниципального заказа Администрации ЗАТО Северск.
Всего в 2014 году дошкольными образовательными учреждениями осуществлено закупок на сумму 120, 4 млн. руб., из них за счет бюджетных средств - на 79,7 млн. руб., за счет внебюджетных средств 40,6 млн. руб.
Как показал анализ, приоритетным способом определения поставщиков остается способ размещения заказа у единственного поставщика без проведения торгов. Счетной палатой отмечен низкий удельный вес конкурентных закупок (около 10%), что не противоречит законодательству, однако снижает эффективность закупок.
Наиболее важным этапом в организации закупочной деятельности учреждений является формирование начальной максимальной цены контракта, поскольку завышение начальной цены может привести к неэффективному использованию средств. В ходе аудита выявлены закупки, в которых начальная максимальная цена контракта была сформирована с нарушениями и недостатками. Причем данные нарушения и недостатки носили систематический характер.
Практически в половине случаев снижение цены на аукционе достигало более 30%, что связано в основном с завышением начальной цены контрактов.
Как отметил в докладе Сергей Балашков, заказчикам необходимо более тщательно подходить к вопросу изучения рынка цен на товары и услуги, в том числе изучать информацию о совершенных другими заказчиками закупках.
Проведенный анализ цен на аналогичные товары, закупаемые конкурентными и неконкурентными способами, подтвердил вывод о неэффективности проведенных неконкурентными способами закупок. А именно, цены на приобретаемые бесконкурентными способами товары не всегда оптимальны.
Общая экономия бюджетных средств по результатам закупок составила 2%. Это достаточно низкий по сравнению с общероссийскими мерками показатель и обусловлен он небольшим количеством конкурентных закупок.
Заказчиками допускались нарушения и при исполнении контрактов, среди которых отмечено, в том числе, превышение установленных размеров авансирования подрядных организаций. Из проверенных контрактов на общую сумму 14 млн. руб. контракты на 12 млн. руб. заключены с различными нарушениями.
Заказчики несвоевременно размещали на Официальном сайте отчеты об исполнении контрактов. А это как раз не позволяло другим заказчикам изучать сложившиеся по торгам цены на товары и услуги с целью формирования оптимальных начальных максимальных цен контрактов.
Не на должном уровне находилось в 2014 году состояние ведомственного контроля, как неотъемлемой части контроля, реализуемого в рамках Федерального закона № 44-ФЗ.
Как отмечено в докладе, проведенный аудит закупок носил профилактический характер и был направлен на предупреждение нарушений законодательства и выработку предложений по совершенствованию процесса закупок.
Подводя итоги проведенного аудита, Сергей Балашков отметил, что в основном расходы, осуществленные учреждениями на закупки, соответствуют тем, которые предусмотрены при расчете нормативных затрат.
В условиях ограниченности бюджетных ресурсов приобретаемые товары и услуги носили характер необходимых. Вместе тем низкий удельный вес конкурентных закупок свидетельствует о наличии резервов для повышения эффективности закупок
По результатам рассмотрения материалов аудита Советом Думы
ЗАТО Северск принято решение заслушать на одном из последующих заседаний Управление образования Администрации ЗАТО Северск о принятых мерах по реализации рекомендаций Счётной палаты и повышению эффективности закупочной деятельности подведомственных учреждений.
Вторым вопросом повестки заседания Совета Думы стал доклад Сергея Балашкова о результатах проведения экспертизы действующих с 2015 года муниципальных программ ЗАТО Северск. При проведении экспертизы Счетной палатой была проведена оценка соответствия структуры и содержания программ действующим нормативным правовым актам всех уровней, анализ соответствия поставленных в муниципальных программах целей и задач приоритетам и показателям стратегических документов ЗАТО Северск, оценка достижимости поставленных целей при запланированном объеме финансовых ресурсов.
Внимание также было уделено обеспечению в муниципальных программах взаимосвязи бюджетного финансирования с конкретными достижимыми результатами и мероприятиями, и взаимосвязи установленных целевых показателей результативности программ с теми проблемами, которые предполагается решить в ходе их реализации.
При экспертизе программ, реализуемых на начальном этапе исполнения программного бюджета ЗАТО Северск, Счетной палатой были отмечены замечания к некоторым муниципальным программам, которые касаются как несоблюдения общих требований Порядка по разработке, формированию и реализации муниципальных программ ЗАТО Северск к содержанию и структуре документа, так и соблюдения идеологии программного бюджета. Данные замечания обусловлены в основном тем, что муниципальное образование ЗАТО Северск является одним из первых, сформировавших бюджет в программном формате.
По результатам экспертизы программ Счетной палатой был сделан общий вывод – с переходом на муниципальные программы пока еще не достигнута основная цель, а именно, - увязка бюджетных ассигнований с конкретными достижимыми показателями и мероприятиями, которые мы получим за эти бюджетные ассигнования.
Заслушав представленный доклад, Советом Думы принято решение о необходимости реализации Администрацией предложений, сформулированных Счетной палатой по результатам экспертизы, и рассмотрении отчета об их реализации на заседании Совета Думы по итогам первого полугодия 2016 года.