20 февраля на заседании Совета Думы ЗАТО Северск был представлен отчет Счётной палаты о проведении аудита в сфере закупок, осуществляемых образовательными учреждениями спортивной направленности, подведомственными Управлению по молодежной и семейной политике, культуре и спорту Администрации ЗАТО Северск. Учреждений спортивной направленности, работавших в рамках Федерального закона № 44-ФЗ в г. Северске пять: ДЮСШ «Русь», СДЮСШОР «Лидер», СДЮСШОР им. Р. Кузнецова, ДЮСШ «Смена», СДЮСШОР «Янтарь».
В отчёте отмечено, что проведение аудита закупок - это новое полномочие Счётной палаты, вмененное Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
№ 44-ФЗ. В ходе проведения аудита анализировалась информация, предоставленная главными распорядителями бюджетных средств, размещенная на официальном сайте, а также проведены проверки у заказчиков. Несмотря на то, что аудируемый период составил лишь первое полугодие 2014 года, польза и результаты проведения этого мероприятия оказалась очевидными. В частности, учреждениям было указано на допущенные в ходе закупок многочисленные нарушения, которые были устранены в ходе проверки, а по отдельным видам нарушений приняты меры по недопущению их в дальнейшем.
Как показали проверки, значительная часть нарушений была связана с составлением плана - графика закупок, который является основным документом по планированию и осуществлению закупок.
Отдельными учреждениями были допущены нарушения при назначении контрактных управляющих или создании контрактной службы.
Вместе с тем, нарушений в процедурах проведения закупок не установлено.
Анализ проведенных учреждениями закупок показал, что освоение средств как бюджетных, так и от приносящей доход деятельности осуществлялось неравномерно. За первое полугодие было освоено 21,7 млн. руб., что составляет 36% от доведенных лимитов. Данный факт позволяет сделать вывод о неравномерной активности учреждений в размещении заказов в течение года, что является уже традиционным и не способствует эффективному освоению бюджетных средств.
Анализ заключенных контрактов также показал, что заказчиками допускалось так называемое дробление закупок, то есть закупки одноименных товаров осуществлялись мелкими партиями и у различных поставщиков. Дробление закупок не приводит к эффективному снижению цен, связанному с применением оптовых скидок. Отклонение цен на отдельные закупаемые товары у разных заказчиков достигало 20%. Массовыми стали нарушения, допущенные заказчиками при заключении и исполнении контрактов в части не соблюдения условий авансирования поставщиков товаров и услуг, а также указания в договорах необходимых обязательных условий, таких как срок, дата, сумма, объем товаров или услуг.
Несмотря на значительный объем нарушений, общая сумма которых составила 1172,25 тыс. руб., уровень эффективности закупочной деятельности оценен как достаточно высокий, однако объективный вывод об эффективности закупок можно будет сделать лишь по итогам работы учреждений за полный финансовый год.
Как отмечено в Отчете Счётной палаты, основными причинами допущенных нарушений явилась недостаточная адаптация заказчиков к новому законодательству и отсутствие должным образом организованного ведомственного контроля.