18 ноября 2014 года на совместном заседании комитетов Думы ЗАТО Северск Председатель Счетной палаты выступил с докладом по заключению Счетной палаты на проект бюджета ЗАТО Северск на 2015 год и плановый период 2016-2017 годы.
В докладе отмечено, что прогноз темпов роста основных макроэкономических показателей в ЗАТО Северск достаточно оптимистичен на фоне показателей Томской области и РФ. Вместе с тем, Счетной палатой отмечены риски недостижения данных показателей.
Если говорить о параметрах представленного бюджета, то он не так оптимистичен, рост доходной части по отношению к 2014 году составит немногим более 1%, снижение расходов – на 3%. Вместе с тем, планируется незначительное повышение уровня бюджетной обеспеченности в 2015 году. Так, доходы, приходящиеся на одного жителя ЗАТО Северск, составят в 2015 году 32947,63 руб., что на 1,1% выше уровня оценки 2014 года.
Как отмечено в докладе, особенностью представленного бюджета является сохранение социальной направленности расходов на 2015 год и плановый период (в среднем они составят 75%). Вместе с тем, в бюджете увеличены расходы капитального характера, в основном за счет роста расходов на капитальный ремонт и строительство автодорог.
В соответствии с Основными направлениями бюджетной политики бюджет ЗАТО Северск на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов сформирован без дефицита. При этом Счетная палата отмечает риск исполнения бюджета без дефицита. Как показывает практика, ежегодно при запланированном бездефицитном бюджете исполнение его происходит с нарастающим дефицитом. Одним из факторов, который будет способствовать росту дефицита, является тот, что в представленном проекте не в полном объеме предусмотрено финансирование муниципальных программ. Уровень финансирования программ за счет средств местного бюджета составляет около 80%. Недостаток средств составляет 515 млн. руб. К тому же в проекте бюджета запланированы муниципальные заимствования в сумме 67 млн. руб., с запланированными расходами на обслуживание долга в размере около 8 млн. руб.
В соответствии с бюджетной политикой Российской федерации и Томской области бюджет ЗАТО Северск впервые сформирован по программному принципу. Администрацией проделана большая работа по разработке данных стратегических документов. Однако выборочный анализ программ показал, что в отдельных программах отсутствует увязка мероприятий программ со стратегическими документами ЗАТО, а также отсутствует увязка целевых индикаторов программ и ориентированность их на достижение стратегических задач и оценки деятельности органов местного самоуправления. Выявлены замечания к порядку формирования и утверждения муниципальных программ, к содержанию программ и установлению критериев оценки. Существующий механизм формирования программ (при наличии в их структуре значительного количества ведомственных программ без указания конкретных мероприятий) делает их недостаточно прозрачными.
При анализе приложений к бюджету в заключении отмечено несоответствие перечня объектов капитального строительства объектам, содержащимся в Программе СЭР и Бюджетном послании Мэра ЗАТО Северск.
В связи с этим ними сделан вывод о необходимости актуализации стратегических документов ЗАТО.
Не в полном объеме отражена в приложении к проекту бюджета информация о действующих в ЗАТО Северск публичных нормативных обязательствах. Не отражены обязательства на общую сумму по 5,6 млн. руб. ежегодно.
По результатам проведенных контрольных мероприятий, которые также были учтены при подготовке заключения, отмечен недостаточно обоснованный подход к формированию финансового обеспечения муниципальных заданий в части расходов на коммунальные услуги.
Отмечено также отсутствие нормативов на выполнение работ по техническому обслуживанию установок наружного освещения, что не способствует реализации одного из основных принципов, определенных Бюджетным кодексом – принципа обоснованности и эффективности бюджетных расходов.
В результате рассмотрения проекта бюджета в заключении констатируется возможность утверждения бюджета в представленных параметрах. Но вместе с тем в заключении традиционно указаны возможные резервы пополнения доходной части бюджета и вынесены рекомендации по совершенствованию нормативно-правовой базы.