18 июня 2014 на заседании Совета Думы ЗАТО Северск были заслушаны материалы проверки Счетной палаты ЗАТО Северск по вопросу обоснованности тарифов, утвержденных для МП «Единый расчетно-консультационный центр». Как показала проверка, действующие в настоящее время тарифы утверждены Постановлениями Администрации ЗАТО Северск еще в 2010 году. С июля 2012 года произошло увеличение отдельных видов тарифов, а именно тарифов за сбор платежей и регистрационный учет граждан. Необходимость увеличения тарифов была связана со снижением плановых объемов начисления по данным услугам и необходимостью компенсации экономически обоснованных затрат предприятия.
Все тарифы установлены в процентах от начисленных и перечисленных сумм, что по мнению Счетной палаты экономически не обосновано и создает резервы для роста выручки предприятия даже при условии неизменности тарифов МП ЕРКЦ.
Фактическая рентабельность деятельности предприятия во все годы оказывалась выше плановой, что свидетельствует о том, что размеры тарифов предприятия достаточны для обеспечения безубыточной его деятельности.
В связи с отсутствием иных нормативных документов формирование тарифов на предприятии осуществлялось в соответствии с утвержденной в учетной политике предприятия методикой. Однако при пересчете действующих тарифов в соответствии с принятым на предприятии распределением затрат по видам услуг, оказалось, что имеет место перекрестное субсидирование затрат между отдельными видами услуг, что привело к необоснованности отдельных видов тарифов.
Анализ затрат предусмотренных в действующих тарифах, показал, что в структуре затрат отсутствуют непроизводительные или необоснованные расходы. Вместе с тем при условии внесения изменений в учетную политику предприятия могли бы быть изменены методы отнесения затрат на себестоимость услуг, что оказало бы влияние на утвержденные тарифы.
С 2013 года в соответствии с изменениями в законодательстве обязанность представления коммунальных услуг была возложена на управляющие компании, что повлекло за собой изменения и в порядке расчетов за услуги ЕРКЦ.
Кроме того, изменился порядок формирования тарифов предприятий коммунального комплекса. В тарифах данных предприятий было разрешено оставить только расходы на оплату услуг по сбору платежей, а также за услуги по начислению платы гражданам, выбравшим непосредственный способ управления. Таким образом, управляющие компании должны быть поставщиками коммунальных ресурсов гражданам, осуществлять снятие показаний с приборов учета, печать и доставку платежных документов.
Данные изменения в законодательстве привели к тому, что с 2013 года тарифы на содержание и текущий ремонт управляющих компаний возросли (в среднем 45 коп. на 1 кв.м) в связи с включением в них затрат на услуги МП ЕРКЦ по обработке платежей за коммунальные услуги, расходов по сбору платежей на услуги водоснабжения и водоотведения, а также расходов по сбору и начислению платежей за прочие услуги.
Как показала проверка, в связи с переходом на новую схему начисления платежей увеличилась задолженность за услуги МП ЕРКЦ со стороны пользователей услуг (с 2012 года почти в 2 раза) , в основном за счет роста задолженности управляющих компаний. Следует отметить, что по отдельным управляющим компаниям суммы задолженности представляют собой в среднем объемы начислений за 5-6 месяцев.
В связи с рекомендациями Администрации ЗАТО Северск по совершенствованию системы расчетов за жилищно-коммунальные услуги и планируемым переходом с общего режима налогообложения на упрощенную систему вознаграждение МП ЕРКЦ за оказываемые услуги по начислению платежей и регистрационный учет граждан с июля 2014 года предложено установить в фиксированном размере что привело к снижению тарифа для населения в среднем на 10% (с 86 руб. за лицевой счет в настоящее время до 77,5 руб. планируемых). При этом размер платы за услуги по организации сбора и приема платежей граждан планируется оставить в размере 1,55 % от перечисленных сумм в пользу ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний единый для всех видов платежей граждан.
Как отмечено в докладе, среди предлагаемых МП ЕРКЦ к утверждению тарифов не выделен отдельно размер платы за установку коллективных приборов учета в МКД. Однако данная услуга должна приобрести в связи с введением ОДН массовый характер. Но поскольку все расходы предприятия уже распределены между иными видами услуг, то взимание платы сверх предлагаемого к утверждению размера 12 руб./лиц.счет в месяц (сверх плановых затрат) будет неправомерно и экономически необоснованно.
Кроме того, расходы предприятия могут быть уменьшены на суммы поступлений за выполнение функций оператора по распечатке и рассылке платежных документов на уплату взносов на капитальный ремонт в соответствии со статьей 169 Жилищного кодекса РФ и Постановлением Администрации Томской области от 30.12.2013 № 584а (в случае назначения оператором МП ЕРКЦ), следовательно затраты на регулируемую деятельность по всем видам тарифов должны быть снижены пропорционально полученным доходам от указанной деятельности.
В ходе проверки Счетной палатой указано на имеющиеся резервы для снижения предлагаемых к утверждению тарифов, при использовании которых плата за услуги МП ЕРКЦ может быть снижена на 6,5%.
По результатам проверки МП ЕРКЦ и регулирующему органу даны рекомендации по пересмотру методов формирования тарифов, что потребует внесения соответствующих изменений в учетную политику предприятия, а также по использованию выявленных резервов, в результате которых возможна оптимизация утверждаемых тарифов.