«27 марта на очередной сессии Думы ЗАТО Северск был утвержден отчет о работе Счетной палаты ЗАТО Северск за 2013 год. Отчет Cчетной палаты традиционно был представлен в виде обзора направлений деятельности и их результатов за отчетный год.
Работа Счетной палаты в 2013 году традиционно строилась на укреплении и развитии основополагающих принципов, являющихся базовыми для эффективного функционирования органа внешнего финансового контроля: законности, объективности, эффективности, независимости и гласности. В рамках каждого контрольного мероприятия анализировалось соблюдение проверяемыми субъектами действующего законодательства, что позволяло выявлять пробелы и несогласованность норм права, оценивать полноту регламентации деятельности органов Администрации.
В контрольной деятельности Счетной палаты в соответствии с поставленными на 2013 год задачами основное внимание было уделено контролю в социальной сфере, в особенности оценке эффективности функционирования муниципальных автономных и бюджетных учреждений. В ходе данных проверок анализировался порядок формирования муниципальных заданий и отчетности об их исполнении, в том числе проанализирован порядок финансирования расходов на оздоровительную компанию.
Контроль в сфере ЖКХ как в 2012, так и в 2013 годах имел общероссийский приоритет для всех органов внешнего финансового контроля, что было сформулировано в стратегических документах Счетной палаты Российской Федерации. По данному направлению было проведено контрольное мероприятие по проверке трех управляющих компаний. По результатам проверки дана оценка качества содержания и обслуживания многоквартирных домов. Данная проверка стала возможной при активной поддержке Прокуратуры ЗАТО Северск.
Кроме того, особое внимание было уделено расходованию бюджетных средств на реализацию мер противопожарной безопасности в муниципальных учреждениях, в том числе в рамках реализации целевых программ «Обеспечение первичных мер пожарной безопасности на территории ЗАТО Северск в 2010-2012 годах» и «Обеспечение первичных мер пожарной безопасности на территории ЗАТО Северск в 2013-2015 годах».
Сфера строительства и капитального ремонта была и остается одним из приоритетных направлений деятельности Счетной палаты, в связи с чем по данной теме были проведены 4 контрольных мероприятия в различных отраслях экономики, в ходе которых вновь обращено внимание на системные недостатки и нарушения, связанные в основном с низким качеством подготовки проектно-сметной документации (аукционной документации) и низким уровнем приемки выполненных работ. При проведении контрольных мероприятий впервые внедрялись методы контрактного аудита, в ходе которого проводилась оценка эффективности осуществления заказчиками функций по планированию и осуществлению закупок.
В части совершенствования методов проведения контрольных мероприятий использовались новые формы взаимодействия с экспертными организациями.
Так, для проверки качества работ по устройству асфальтобетонного покрытия проезжей части автодороги по ул. Ленинградская, Счетной палатой привлекались специалисты ООО «Строительная лаборатория» г. Томска. Эта практика использовалась нами впервые и полностью оправдала себя.
Кроме того, к проверке работоспособности противопожарных систем привлекалось «Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Томской области. И только благодаря совместным усилиям удалось выявить серьезные недостатки систем пожарной безопасности в отдельных учреждениях.
Ряд контрольных мероприятий были посвящены оценке эффективности вложений муниципалитета в создание юридических лиц различных форм собственности.
В рамках расширения взаимодействия с органами местного самоуправления ЗАТО Северск Счетная палата принимала активное участие в деятельности рабочих групп, комиссий в Думе ЗАТО Северск и Администрации ЗАТО Северск.
Счетная палата являлась участником межведомственного совещания по проблемам взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов, на котором рассматривались вопросы реализации материалов контрольных мероприятий Счетной палаты, проблемы взаимодействия и перспективы развития межведомственного сотрудничества.
В отчетном году продолжено взаимодействие с контрольно-счетными органами субъектов и муниципальных образований Российской Федерации в рамках работы в составе Комиссии по перспективному планированию и формированию муниципальных контрольно-счетных органов Союза муниципальных контрольно-счетных органов Российской Федерации, а также Совета муниципальных контрольно-счетных органов, созданного Контрольной палатой Томской области.
Как уполномоченный орган в сфере контроля за соблюдением законодательства о размещении заказов, Счетная палата является членом экспертно-консультационного Совета по вопросам размещения государственных и муниципальных заказов при УФАС России по Томской области.
Продолжена работа по исполнению требований Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» в части разработки стандартов проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. В рамках данной деятельности разработаны и утверждены три стандарта.
В соответствии с утвержденным Планом всего в отчетном году Счетной палатой проведено 140 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Из них контрольных мероприятий – 9. В процессе осуществления контроля проверками были охвачены 13 организаций.
По результатам контрольных мероприятий выявлено финансовых нарушений на общую сумму 42677,72 тыс. руб., что составило 14,5% от общей суммы проверенных средств.
Как отмечено в докладе, в соответствии с действующей классификацией в 2013 году уменьшилась доля нарушений, связанных с несоблюдением порядка ведения бухгалтерского учета, однако их доля все еще значительна и составляет 41,5%. Основная доля нарушений порядка ведения бухгалтерского учета связана с формированием отчетности учреждений по исполнению муниципальных заданий, а именно, с нарушением порядка распределения расходов по источникам финансового обеспечения. Кроме того, в ходе проверок выявлено имущество, переданное учреждениям для осуществления их деятельности, на общую сумму 555 тыс. руб., которое оказалось не поставлено на учет и, соответственно, не отражено в балансах учреждений.
Основную сумму средств, использованных не по целевому назначению (1248,8 тыс. руб.), составляют средства, выделенные МАУ ДОЛ «Зеленый мыс» в виде субсидии на текущий ремонт оборудования, за счет которых фактически произведен капитальный ремонт.
Значительна доля неэффективных расходов (34% от общей суммы нарушений или 14492,82 тыс. руб.) и связана в основном с завышением начальной максимальной цены контракта при определении стоимости ремонтных работ, оплатой работ по завышенным расценкам, а также оплатой работ при отсутствии документов, подтверждающих их выполнение в полном объеме. Данные нарушения выявлены при проверке целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на реконструкцию автодороги по ул.Ленинградская в г.Северске, проверке исполнения муниципальной адресной программы "Капитальный ремонт многоквартирных домов в ЗАТО Северск в 2012 году", проверке целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на выполнение работ по капитальному ремонту автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения о пожаре МБОУ «Северская гимназия».
Неправомерное расходование средств в сумме 4349,05 тыс. руб. или 10,2% связано с нарушениями при оплате труда, а также оплатой невыполненных объемов строительных работ. Данные нарушения в основном выявлены при проверке отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности МБУ ЗАТО Северск «Северский музыкальный театр», а также проверке целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на реконструкцию автодороги по ул.Ленинградская в г.Северске.
Иные нарушения (4902,1 тыс. руб.) связаны с нецелевым использованием имущества, недостачей и излишками, выявленными в ходе инвентаризации, а также неосновательным обогащением управляющей компании в результате одновременного взимания оплаты за содержание и текущий ремонт нежилых помещений и с собственников помещений и с собственников и нанимателей жилья.
В адрес проверяемых организаций направлено 10 представлений по устранению выявленных нарушений.
Устранено нарушений на общую сумму 15,7 млн. руб., что составило 36,5% от общей суммы нарушений. В том числе возмещены в бюджет денежные средства и выполнены дополнительные объемы работ на сумму более 2 млн. руб. Предотвращены неправомерные расходы и хищения на 3,3 млн. руб.
Вместе с тем, не все устраненные нарушения можно выразить в денежном эквиваленте. Например, в ходе проверки работ по реконструкции автодороги по ул.Ленинградская в г.Северске были устранены проявившиеся недостатки строительства, такие как провалы дорожной конструкции в местах брошенных колодцев бытовой канализации, которые образовались в результате неправильного проектного решения, а также провалы дорожной одежды вокруг ливнеприемных колодцев, которые возникли от некачественного выполнения работ по уплотнению конструкций дорожной одежды.
В ходе проверок выполнения мероприятий по пожарной безопасности в образовательных учреждениях помимо выполнения подрядными организациями дополнительных объемов работ были устранены недостатки в работе систем АПС, в двух учреждениях системы приведены в рабочее состояние.
В результате исполнения рекомендаций Счетной палаты МАОУ ДОД «Зеленый мыс» организован учет списания угля в котельной, оприходованы на баланс учреждения излишки материальных ценностей, проведена инвентаризация имущества и расчетов с контрагентами, которая обеспечила достоверность данных о расчетах с контрагентами. Прекращены неправомерные компенсационные выплаты.
Управлением имущественных отношений заключены договоры с собственниками части нежилых помещений о внесении платы за содержание и текущий ремонт данных помещений, что косвенно может оказать влияние на снижение размера тарифа на содержание и текущий ремонт для граждан.
Счетной палатой также осуществлялся контроль за реализацией представлений, вынесенных в прошлых отчетных периодах. Так, по результатам исполнения представления, вынесенного в 2012 году МП УК «КБУ» в 2013 году возмещено средств организации в сумме 62,2 тыс. руб.
После представления в 2012 году аналитической записки Счетной палаты по объектам, незавершенных строительством, на контроле Совета Думы ЗАТО Северск находился и находится вопрос о состоянии этих объектов. В результате принятых Администрацией мер объемы незавершенного строительства в 2013 году сократились, количество объектов уменьшилось с 58 до 34. На контроле Думы находятся и другие вопросы, связанные с представленными Счетной палатой материалами.
Как положительный момент следует отметить повышение эффективности взаимодействия с правоохранительными органами. Три мероприятия были проведены по обращению и с непосредственным участием этих структур. Материалы по 6 проверкам направлены в правоохранительные органы.
Дальнейшее развитие получило экпертно-аналитическое направление деятельности Счетной палаты. В 2013 году проведено 131 экспертно-аналитическое мероприятие, в рамках которых проводились экспертизы проектов нормативно-правовых актов органов местного самоуправления в пределах компетенции Счетной палаты, экспертизы муниципальных программ, экспертизы проекта бюджета на 2014 год и плановый период 2015-2016 годы, отчета об исполнении бюджета за 2012 год, отчета о приватизации муниципального имущества за 2012 год, нормотворческие экспертизы, результаты которых оформлялись в виде заключений.
Счетная палата неоднократно вносила предложения по корректировке предлагаемых к принятию нормативных документов. Как показал анализ, 70% проектов правовых актов муниципального образования ЗАТО Северск подготовлено с учетом замечаний и предложений Счетной палаты.
Как отмечено в докладе, с точки зрения финансового результата экспертно-аналитическую работу оценить сложно, не всегда можно корректно представить результат в денежном эквиваленте, но эффект от данной деятельности определенно есть и направлен он на предотвращение нарушений, которые могут привести к дальнейшему незаконному расходованию бюджетных средств.
Информационно-методологическая работа является одной из важных составляющих деятельности Счетной палаты. Информация о результатах работы регулярно предоставлялась Думе ЗАТО Северск, Главе Администрации и в средства массовой информации.
Результаты проведенных контрольных мероприятий рассмотрены на заседаниях Совета Думы. Продолжена практика повторного заслушивания на Совете Думы руководителей проверенных организаций, что, безусловно, способствовало более эффективному принятию мер по устранению недостатков.
В отчетном периоде выпущен один выпуск информационного Бюллетеня Счетной палаты, в котором обобщена информация о проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях.
В представленном Счетной палатой отчете определены также основные направления деятельности на 2014 год, среди которых контрольные мероприятия по оценке эффективности управления муниципальной собственностью, в том числе муниципальными земельными ресурсами. Новацией в деятельности Счетной палаты в 2014 году станет реализация полномочий, определенных законодательством о контрактной системе, в том числе разработка методик и проведение аудита эффективности в сфере закупок. Важным направлением деятельности Счетной палаты в 2014 году остается сфера капитального ремонта и строительства. Планируется продолжить тематику оценки эффективности функционирования муниципальных учреждений.
Достижение намеченных целей неразрывно связано с реализацией задачи по повышению эффективности деятельности Счетной палаты.»