«25 октября 2013 на расширенном заседании Совета Думы ЗАТО Северск Председателем Счетной палаты Сергеем Балашковым был представлен отчет о результатах проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на реконструкцию автодороги ул. Ленинградская.
Реконструкция предусматривала выполнение работ в 2-а этапа:
1-ый этап, участок от ул. Славского до ул. Победы;
2-ой этап, участок от ДОК до ул. Победы.
Проектно-сметная документация (ПСД) на реконструкцию дороги была исполнена Томским проектно-изыскательским институтом ВНИПИЭТ филиала ОАО «НИКИМТ - Атомстрой» госкорпорации «Росатом».
Реконструкция дороги осуществлялась в период 2008-2012 годы. В ходе проверки были исследованы документы по реконструкции участка протяженностью 1 км 100 м от ул. Славского до ул. Победы.
Работы были начаты в июле 2008 года ОГУП «Светленское ДРСУ» и продолжены в 2012 году в связи с банкротством данной организации.
Для продолжения работ в 2012 году УКС Администрации ЗАТО Северск были заключены три муниципальных контракта:
- с МП «УК «КБУ»» на сумму 53 млн. 998 тыс. руб.
- с ОАО «Городские электрические сети» на сумму 3 млн. руб.
- с ООО «Строительная компания «Регион» на сумму 2 млн. руб.
Всего на строительство двух этапов дороги протяженностью 1км 700 м затрачено более 144 млн. рублей.
При анализе сметной документации, в частности, на строительство дождевой канализации было отмечено низкое качество подготовки пояснительной записки к проекту. В представленном проекте не было ссылок на технические решения, не была указана глубина прокладки ливневой канализации, не были описаны типы устанавливаемых люков, не было описания дополнительных условий выполнения работ, по которым применены более дорогие расценки.
Таким образом, Заказчик принимал к работе проектно-сметную документацию, не оформленную должным образом, не содержащую всего перечня необходимых актов на скрытые работы и требований к производству исполнительных схем, что в дальнейшем сказалось на качестве подготовки исполнительных документов.
Часть работ, которые были приняты и оплачены, не были подтверждены в полном объеме исполнительной документацией, которая является основанием для оплаты. Документация была оформлена и предоставлена уже после проверки.
Отмечены нарушения при проведении аукционов как в 2012 так и в 2013 годах в части формирования начальной аукционной цены, что привело к значительному количеству нарушений при исполнении контрактов в части изменений условий аукционной документации.
По устройству дорожного покрытия было выявлено наибольшее количество нарушений и замечаний. В результате некачественно проведенных геологических изысканий в ходе подготовки ПСД не был обнаружен факт отсутствия бетонных плит в основании дорожного полотна, в связи с чем расчет стоимости работ был сделан неправильно. Во время производства работ в 2012 году на объекте при разборке существующего асфальтобетонного покрытия было обнаружено несоответствие исходных данных проекта фактическому состоянию конструкции существующей дорожной одежды, в основании которой не оказалось бетона. В результате принятия решения о замене жесткого бетонного основания на двухслойное основание не жесткого типа из черного и фракционного щебня на всю ширину проезжей части стоимость работ возросла, что привело к необходимости проведения торгов в 2013 году.
Для проверки качества и объемов работ по устройству асфальтобетонных покрытий проезжей части автодороги, Счетной палатой было привлечено ООО «Строительная лаборатория» г. Томск, которым выполнены работы по обмеру геометрических параметров проезжей части, произведен отбор керн из покрытия для определения толщины слоев асфальтобетонного покрытия, установлен тип асфальтобетона.
По результатам отчета лаборатории толщина двухслойного асфальтобетонного покрытия на площади более 5000 м2 оказалась ниже допустимых отклонений, что составляет более 30% от общей площади покрытий.
Сумма неправомерной оплаты МП "УК "КБУ"в связи с этим составила более 685 тыс. руб.
По результатам замеров, проведенных специалистами лаборатории, также выявлено, что поперечные уклоны и ровность покрытия на площади более 70% не соответствуют требованиям проекта, ГОСТа «Дороги автомобильные общего пользования. Методы определения параметров геометрических элементов автодороги» и СНиПу 3.06.03-85 «Автомобильные дороги». Кроме того, как отмечено в Заключении лаборатории "Зерновой состав минеральной части асфальтобетонной смеси верхнего слоя покрытия не соответствует проектным требованиям и ГОСТ 9128-2009 для типа А".
В период эксплуатации дороги проявились недостатки строительства, такие как провалы дорожной одежды в трех местах, где ранее были колодцы бытовой канализации, оставленные в "теле" дорожной конструкции в соответствии с неправильным проектным решением. Кроме того, образовались провалы дорожной одежды вокруг ливнеприемных колодцев, которые возникли от некачественного выполнения работ по уплотнению конструкций дорожной одежды. В ходе проверки в рамках гарантийного срока МП «УК «КБУ»» были предприняты меры по устранению данных провалов. Однако никаких гарантий, что данные провалы не появятся вновь, нет.
На основании анализа данных исполнительной документации было выявлено несоответствие площади укладки щебня черного и фракционного, а также нижнего слоя асфальта с предъявленными к оплате объемами. Это привело к неправомерной оплате МП "УК «КБУ» в сумме 520 тыс. руб.
При строительстве наружного освещения, которое осуществлялось ОАО «Городские электрические сети», проверяющими были зафиксированы факты нарушения технологии. Кабель укладывался на неподготовленное основание и засыпался грунтом от разработки. Замечание по нарушению технологии было предъявлено ответственному представителю Заказчика, после чего замечания в ходе проверки были устранены.
Нельзя не обратить внимание на роль проектной организации, которая обязана была вести авторский надзор за строительством объекта, своевременно выявляя несоответствие фактических работ с предусмотренными ПСД.
Заключенный между УКС Администрации ЗАТО Северск и ОАО «НИИиКИМТ «Атомстрой» договор со сроком действия с 16 октября 2012 по 25 ноября 2012 года свидетельствует о том, что авторский надзор на объекте не осуществлялся, поскольку договор был заключен уже тогда, когда практически все акты выполненных работ были предъявлены. К тому же на проверку не был предоставлен Журнал авторского надзора, который должен вестись в рамках договора на авторский надзор. В результате средства в размере 108 тыс. руб. потрачены неэффективно.
В адрес УКС вынесено представление Счетной палаты по устранению нарушений, в котором предложено принять меры к удержанию с подрядных организаций неправомерно выплаченных сумм.
По предоставленной информации средства в сумме 1 млн. 452 тыс. руб., которые были предъявлены по результатам проверки, в бюджет восстановлены.
Члены Совета Думы ЗАТО Северск поддержали предложение Председателя Счетной палаты о привлечении должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях к дисциплинарной ответственности. Со своей стороны Сергей Балашков заверил депутатов, что контрольный орган и в дальнейшем будет осуществлять контроль за использованием бюджетных средств, направленных на строительство, реконструкцию и ремонт автомобильных дорог г. Северска.