«26 октября 2012 года на расширенном заседании Совета Думы ЗАТО Северск председателем Счетной платы ЗАТО Северск Балашковым С. В. были представлены результаты аналитического мероприятия по оценке состояния объектов, незавершенных строительством, в ЗАТО Северск.
Выступая перед депутатами, Сергей Балашков отметил, что анализ объектов незавершенного строительства был вызван необходимостью оценить ситуацию в целом по городскому округу, проанализировать причины значительного количества таких объектов и при необходимости разработать предложения, направленные на улучшение ситуации.
Как показал анализ, объем капитальных вложений, числящихся на балансовом учете в Управлении капитального строительства Администрации ЗАТО Северск (далее УКС) на 1 января 2012 года, составил 695 млн. 41 тыс. руб.
Значительный объем незавершенного строительства связан с вложениями средств на разработку проектно-сметной документации (далее ПСД).
По ряду объектов средства, затраченные на разработку ПСД, можно считать использованными неэффективно и фактически утраченными, поскольку работы по реконструкции (строительству) данных объектов потеряли актуальность. Общая сумма неэффективно использованных средств, затраченных на ПСД, составила 8 млн. 718 тыс. руб. К таким проектам относятся:
- «Реконструкция детского санатория по ул. Ленинградская»;
- «Реконструкция здания по ул. Транспортная, 16 под городской архив»;
- «Реконструкция жилого дома по ул. Транспортная, 26 с устройством мансардного этажа»;
- «Проект устройства и реконструкции насаждений Природного парка»;
- «Полигон утилизации твердых бытовых отходов в пос. Самусь»;
- «Реконструкция здания по ул. Северная, 2а под медицинский вытрезвитель на 21 место».
Отсутствие четких приоритетов в инвестиционной политике в предыдущие годы привело к накоплению в реестре объектов, незавершенных строительством, по которым выполнены проектно-изыскательские работы, но так и не начаты строительно-монтажные работы. Не финансирование строительства и реконструкции привело к моральному устареванию этих проектов, в связи с чем, по мнению выступающего, потребуются дополнительные средства на их корректировку. Такими примерами являются проектно-изыскательские работы по объектам:
-«Берегоукрепительные работы р. Томь», проект разработан в 1996 году на сумму 2 млн. 113 тыс. руб.;
-«Строительство автодороги д. Чернильщиково – п. Самусь» проект разработан в 1996 году на сумму 930 тыс. руб.;
-«Административное здание, п. Самусь» проект разработан в 2004 году на сумму 1 млн. 205 тыс. руб.;
Значительное количество объектов, незавершенных строительством, возникло в результате применения практики частичного ввода объектов в основном жилого фонда при отсутствии элементов благоустройства, предусмотренных проектами и муниципальными контрактами. При этом в большинстве случаев работы подрядным организациям по муниципальным контрактам были оплачены в полном объеме. В ряде случаев наличие незавершенного строительства связано с неисполнением обязательств подрядными организациями и соинвесторами. В качестве примеров Балашков С.В. привел следующие объекты:
- «Жилой дом № 8 в мкр. Сосновка». Соинвестор - ООО «Микрорайон Сосновка». Объем незавершенного строительства составляет 6 млн. 191 тыс. руб.;
- «Строительство 5 – этажного жилого здания по ул. Кирова в пос. Самусь». Подрядчик ОАО ФСК «ГазХимстройИнвест». Объем незавершенного строительства составляет 91 млн. 619 тыс. руб.;
- «Строительство инженерных сетей 12-го микрорайона». Подрядная организация – ООО «ЕВРО-Строй». Объем незавершенного строительства составляет 9 млн. 915 тыс. руб.;
- «Квартал, 41, ул. Леонтичука, 11, 4-этажный жилой дом». Подрядная организация – ООО «Ресурс – 7».
- и другие объекты микрорайонов № 9 и 10, включающие многоквартирные жилые дома и инженерные коммуникации.
Председатель Счетной палаты ЗАТО Северск обратил внимание депутатов на тот факт, что подавляющее большинство организаций, не выполнивших своих обязательств, на сегодняшний день являются банкротами или находятся в стадии банкротства.
В числе объектов, незавершенных строительством, имеются объекты, стоимость которых не подтверждена документально. Поэтому несмотря на то что объекты фактически эксплуатируются, они числятся в объектах незавершенных строительством.
Это объекты «Фонтан, Детский театр, «Бурение 4-х артскважин».
Проведенный анализ показал, что выделенные на строительство и реконструкцию бюджетные ассигнования по ряду объектов, являются фактически утраченными. В соответствии с Градостроительным кодексом РФ при прекращении работ по строительству или их приостановлении более чем на шесть месяцев застройщик или заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства. Неэксплуатируемые длительное время объекты при отсутствии консервации и обеспечения охраны, как показал осмотр, приходят в непригодное состояние, частично разукомплектовываются. К таким объектам относятся:
- «Теплотрасса от узла врезки до Н7 п. Иглаково» с объемом незавершенного строительства в сумме 7 млн.224 тыс. руб.
- «Очистные сооружения города» с объемом незавершенного строительства в сумме 153 млн. 787 тыс. руб.
Отсутствие своевременного и в полном объеме финансирования для завершения строительства приводит не только к увеличению сроков строительства, обрекая их на «долгострой», но, что не менее важно, может привести к значительному увеличению стоимости строительства. В качестве примера Сергей Балашков привел строительство автостоянки по ул. Лесной, 13а,РЭО ГИБДД УВД МВД России в г. Северск. С 2008 года строительство автостоянки не осуществляется и не планируется. При визуальном осмотре объекта выявлено, что основание пришло в негодное состояние, покрылось порослью. То есть, при возобновлении строительства потребуются дополнительные вложения средств на расчистку территории. А вложенные средства в сумме 1 млн. руб. можно считать фактически утраченными.
В заключение своего выступления Балашков С.В. подчеркнул, что снижение объемов незавершенного строительства может быть достигнуто лишь в результате применения комплекса мер, которые по результатам аналитического мероприятия предложено провести Администрации ЗАТО Северск.»