«На расширенном заседании Совета Думы ЗАТО Северск, состоявшемся под председательством Мэра Григория Шамина 21.09.2012, с отчетом о результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности муниципальных аптек в 2010-2011 годах, проведенной Счетной палатой ЗАТО Северск, выступил её председатель Сергей Балашков.
В настоящее время в ЗАТО Северск действуют две сети муниципальных аптек, состоящих из восьми аптек и шести аптечных пунктов, в которых трудятся 116 человек.
Согласно результатам проверки муниципальные аптеки имеют удовлетворительную структуру баланса и достаточный уровень рентабельности. Так, прибыль от основной деятельности муниципальных аптек за 2011 год составила 5,6 млн. руб. При этом уровень рентабельности МП «Городские аптеки» - 1,4%, МП аптека «Здоровье» - 3,9%.
Однако, как отметил Сергей Балашков, хорошие финансовые показатели деятельности муниципальных аптек обеспечены в первую очередь высоким уровнем цен на лекарственные препараты, в том числе и включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших, что подтверждено результатами проведенного Счетной палатой сравнительного анализа цен северских муниципальных аптек и аптек города Томска. Отмечено отсутствие экономического обоснования размера торговых надбавок в муниципальных аптеках.
Кроме того, если частные аптеки Северска предоставляют скидки (как правило, в размере 5%) всем пенсионерам независимо от цены покупки, то муниципальные аптеки – при условии, что цена покупки превышает 100,0 руб., причем в МП аптека «Здоровье» в аптечном пункте, расположенном в поликлинике № 2 по ул. Курчатова, 1,вообще скидки пенсионерам не предоставляются.
Анализ цен проводился Счетной палатой с применением единой информационно справочной системы http://tabletka.tomsk.ru, позволяющей жителям Томской области получить информацию о наличии и цене любого лекарственного препарата в аптеках города Томска и области на определенную дату. Как негативное явление, отметил Сергей Балашков не участие северских муниципальных аптек в работе данной информационно справочной системы наряду с отсутствием в ЗАТО Северск какой-либо иной аналогичной системы.
Также как недостаток в работе муниципальных аптек отмечено отсутствие рецептурно-производственного отдела, в котором горожане могли бы, как было когда-то, приобрести недорогие мази, микстуры, порошки, детские лекарственные формы, изготовленные по прописям лечащего врача лекарственные препараты, составленным с учетом индивидуальных особенностей человека. Тем более, что Уставом МП «Городские аптеки» предусмотрено наличие такого отдела. К примеру, в Томске 4 аптеки имеют рецептурно-производственные отделы – это Аптека № 2 по улице Р. Люксембург, 4, Аптека № 4 по улице Репина, 12, Аптека № 69 по улице Елизаровых,8, и Аптека № 78, УМП «Томск-фармация» по улице Фрунзе, 174.
Сергей Балашков отметил, что одним из факторов высокого уровня цен, сложившегося в муниципальных аптеках ЗАТО Северск, являются арендные платежи, составившие в 2011 году более 1,3 млн. руб. Так, из четырёх помещений, в которых расположены подразделения МП аптека «Здоровье», три арендованы. МП «Городские аптеки» также арендует площади для размещения трёх аптечных киосков. Принимая во внимание то, что основная часть нежилых помещений города Северска находится в муниципальной собственности, размещение отдельных подразделений муниципальных аптек на арендованных площадях является экономически не оправданным, ведет к росту издержек обращения и способствует росту цен на лекарственные препараты.
Оценивая работу муниципальных аптек ЗАТО Северск, Счетная палата исходила из того, что муниципальные аптеки, являются экономически и социально значимыми предприятиями и должны способствовать созданию благоприятной конкурентной среды на рынке фармацевтических услуг, способствовать сдерживанию роста цен на лекарственные препараты, быть примером высокой культуры обслуживания.
По результатам проверки Счетная палата разработала ряд рекомендаций руководству аптек, подразделениям Администрации ЗАТО Северск и Думе ЗАТО Северск.
Выслушав отчет Счетной палаты, Совет Думы принял решение взять под постоянный контроль ценовую политику муниципальных аптек, поручив Администрации ЗАТО Северск начиная с 2013 года, не реже чем два раза в год отчитываться перед депутатами о положении дел с ценами на лекарства в муниципальных аптеках. С целью оптимизации затрат муниципальных аптек принято решение рассмотреть с руководством КБ-81 (ЦМСЧ-81) варианты снижения арендной платы для муниципальных аптечных пунктов, расположенных в северских поликлиниках.
Участники заседания согласились с необходимостью возрождения рецептурно-производственного отдела на базе МП «Городские аптеки» и создания единой аптечной информационно справочной системы в ЗАТО Северск, либо к подключению муниципальных аптек ЗАТО Северск к работе единой информационно справочной системы г. Томска.»