10 февраля 2012 года на заседании Совета Думы ЗАТО Северск были заслушаны результаты проверки обоснованности суммы, предусмотренной в целевой программе «Социальная защита и поддержка населения ЗАТО Северск в 2009-2011 годах» на мероприятие «Предоставление мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг гражданам, проживающим на территории ЗАТО Северск в жилых помещениях, в которых в силу объективных причин стоимость потребленной тепловой энергии превышает стоимость тепловой энергии, рассчитанную на основании утвержденных в установленном порядке тарифов и нормативов потребления». Объем финансирования данного мероприятия является самым значительным из всех мероприятий программы и составил за 2010-2011 годы 196 млн. руб.
В ходе проверки были проанализированы факторы, оказавшие влияние на формирование суммы, предусмотренной в данной программе для ОАО «Тепловые сети», причины возникновения потерь тепловой энергии, связанные с эксплуатацией открытой системы теплоснабжения. Одним из важных факторов, оказывающих влияние на возникновения убытков предприятия, является наличие сверхнормативного потребления тепловой энергии.
Как показал анализ, наличие сверхнормативного и неоплачиваемого потребления тепловой энергии связано в основном с отсутствием у большей части потребителей (юридических лиц и населения) приборов учета. Обеспеченность жилых домов приборами учета тепловой энергии составляет около 15%, юридических лиц – около 27%. По данным МП ЕРКЦ в среднем только 25% населения производит расчет за горячую воду по индивидуальным приборам учета. Столь низкий процент потребителей, рассчитывающихся по приборам учета, не позволяет достоверно оценить фактическое потребление тепловой энергии, а также потери на энергонеэффективных зданиях и сооружениях. Это в свою очередь приводит к сверхнормативному потреблению тепловой энергии и не стимулирует собственников зданий вкладывать средства и обеспечивать необходимые требования к энергетической эффективности зданий и помещений.
Анализ потребления тепловой энергии на жилом фонде показал сверхнормативное потребление по горячему водоснабжению и экономию по расходам на отопление, что является признаком необъективности применяемых нормативов потребления коммунальных услуг.
В ходе проверки был сделан вывод о том, что по своей сути и экономическому содержанию средства, перечисляемые ОАО Тепловые сети» в виде возмещения разницы между фактическим и нормативным потреблением тепловой энергии (РФНП) не является мерой социальной поддержки населения. Перечисляемые ОАО «Тепловые сети» бюджетные средства в большей степени являются мерой поддержки предприятия. Сумма РФНП формировалась по остаточному принципу, включая возможные сверхнормативные потери, несанкционированных потребителей и сверхнормативное потребление. При таком расчете сумму РФНП, возмещаемую из бюджета, нельзя считать обоснованной. К тому же такой подход в определенной степени не стимулирует предприятие к ведению работ по сокращению ненормативного потребления.
При проверке отчетов о реализации ОАО «Тепловые сети» выявлено, что за 2010 год предприятием излишне предъявлено к возмещению из бюджета 649 тыс. руб. Кроме того, было установлено, что договор между ОАО «Тепловые сети» и МУ «Центр жилищных субсидий» о выделении бюджетных средств на 2011 год не был пролонгирован и не внесены изменения в перечень жилых домов, являющихся неотъемлемой частью договора. В связи с этим распределение суммы РФНП на жителей вновь введенных в 2011 году домов было неправомерным.
Как уже неоднократно отмечалось Счетной палатой, в ЗАТО Северск отсутствуют достоверные данные об общей и жилой площади жилого фонда, что, в основном, связано с отсутствием технической документации и не проведением инвентаризации жилого фонда.
Отчет о результатах проверки направлен в Думу ЗАТО Северск и Администрацию ЗАТО Северск. В Отчете даны рекомендации органам Администрации и ОАО «Тепловые сети» по принятию мер, направленных на разработку мероприятий по совершенствованию системы теплоснабжения и горячего водоснабжения города, скорейшему оснащению жилого фонда города приборами учета. В том числе, рекомендовано скоординировать действия УЖКХТиС и МП ЕРКЦ, УИО и ОАО «Тепловые сети» в части обмена информацией по пустующему муниципальному жилью, содержание которого осуществляется за счет бюджета, и о выводе жилого фонда в нежилой с целью своевременного заключения договоров потребления тепловой энергии.
По результатам проверки сумма, перечисляемая ОАО «Тепловые сети», уменьшена на 649 тыс. руб.
По результатам рассмотрения Отчета о проверке на Совете Думы Администрации было поручено создать рабочую группу по разработке программы по снижению потерь тепловой энергии в системах города.