На очередной тринадцатой сессии Думы ЗАТО Северск II созыва, с докладом по вопросу «Об утверждении годового отчета за 2010 год» выступил Председатель Счетной Палаты ЗАТО Северск С.В. Балашков.
В своём заключении Счетная палата подтвердила достоверность годового отчета, но вместе с тем были отмечены отдельные замечания к порядку формирования отчетности, а также ошибки и неточности при применении кодов бюджетной классификации доходов и расходов. Основой для подготовки нашего Заключения на отчет об исполнении бюджета стали материалы внешней проверки бюджетной отчетности главных администраторов. Справедливости ради должен отметить, что по сравнению с прошлыми годами организация по предоставлению отчетности и качество самих отчетов стало гораздо выше. Большая работа в этом направлении проделана Финансовым Управлением Администрации. Помимо проверки достоверности отчетности нами был проведен анализ доходной и расходной частей бюджета.
При анализе структуры и источников собственных доходов Счетной палатой отмечены резервы, среди которых можно обозначить такие, как:
Отказ от пониженных ставок земельного налога в отношении земельных участков, принадлежащих физическим лицам;
Администрирование, вернее отсутствие администрирования, налога на добычу полезных ископаемых в части разработки Виленского карьера. Бюджет Северска уже третий год не получает ни копейки от использования этого карьера. Только дорогу разбили!
Так же мы предлагаем более взвешенно подходить при предоставлении льгот по неналоговым доходам, которые в настоящее время носят безусловный характер. По консервативным оценкам размер выпадающих доходов от льгот, предоставляемых субъектам малого предпринимательства, составил в 2010 году 1 млн. 700 тыс. руб.
Значительной остается доля помещений переданных в безвозмездное пользование государственным и иным организациям. Сумма выпадающих доходов составила около 8 млн. руб.
В структуре бюджета наблюдается устойчивое снижение доли неналоговых доходов. Эта ситуация усугубляется ещё и тем, что сохраняется негативная тенденция к росту задолженности по неналоговым доходам:// так за аренду земли задолженность по сравнению с 2009 годом выросла на 60%, а за аренду помещений рост задолженности составил 38%.
Снижение доходной части бюджета повлекло за собой снижение расходов по всем разделам бюджетной классификации, и по логике должно было бы привести к более рачительному расходованию средств. К сожалению этого не произошло! В ходе проверок были выявлены факты неэффективного и неправомерного распоряжения денежными ресурсами.
Так, например, проверка использования бюджетных средств, выделенных образовательным учреждениям на организацию детского питания, выявила факт неправомерного финансирования «Вечерней (сменной) школы № 79». Напомню, что школа финансировалась только за счет местного бюджета, несмотря на то, что, должна была финансироваться, и за счет средств субвенции Томской области на частичную оплату стоимости питания.
Установленные Отделом ресурсного обеспечения Управления образования цены на покупку продуктов питания не имели экономического обоснования, в результате чего отдельные продукты приобретались для нужд детских садов по ценам выше розничных. Сумма превышения стоимости закупленных продуктов в 1 квартале 2010 года над средними розничными ценами составила 285 тыс. руб. Во 2 квартале превышение составило 370 тыс. руб. Кроме того, продукты приобретались в объемах превышающих фактическую потребность, указанную в заявках, что было нецелесообразным и экономически неоправданным. В общеобразовательных учреждениях были выявлены факты неправомерного обеспечения питанием учащихся, которые не относятся к категориям, имеющим право на бесплатное питание.
// Хотелось бы сказать несколько слов о средствах, направляемых на ремонт и строительство. (что называется о наболевшем!)
По отношению к 2009 году расходы на финансирование ремонтов объектов бюджетной сферы уменьшились на 17% (более чем на 23 млн.руб.). Объем средств на капвложения по сравнению с 2009 годом снизился на 49% (более 212 млн. руб.).
Это связано в основном со снижением объемов межбюджетных трансфертов, и это тенденция, по всей вероятности, будет иметь место и далее. В этой связи опять же более остро встает вопрос эффективного использования каждого бюджетного рубля.
Однако, проведенные проверки, вновь выявили, уже ставшие традиционными проблемы для данной отрасли: нарушение условий аукционной документации, низкое качество ПСД, низкий уровень ответственности исполнителей, участвующих в приемке выполненных работ.
Так при проверке средств, направленных на реконструкцию автодороги № 10 выявлена неправомерная оплата работ в сумме 3,5 млн. руб.
Кроме того, в Отчете об исполнении бюджета непрозрачно представлены расходы, направляемые на капитальный ремонт и реконструкцию, в связи с тем, что в соответствующих приложениях к отчету не отражены расходы на подготовку ПСД, которые составили в 2010 году около 3 млн. руб.
// О программах. (Уже было сказано много, буквально несколько слов)
Анализ эффективности реализации целевых программ показал, что из 14 муниципальных программ только по 2 (двум) программам полностью достигнуты запланированные конечные результаты. По 4 программам результаты достигнуты частично, по 1 (одной) программе не достигнуто ни одно плановое значение утвержденных индикаторов. По остальным 7 программам сделать вывод о достижении социально-экономического эффекта невозможно в связи с тем, что в отчетах кураторов, а также в сводном отчете Комитета экономического развития такая информация попросту отсутствует. На мой взгляд, это наглядно характеризует исполнительскую дисциплину кураторов программ!
Год от года мы стремимся к реализации программно-целевого метода. В 2010 году на реализацию программ было направлено более 360 млн. рублей – это примерно 12% всех расходов бюджета. Но, несмотря на рост доли расходов бюджета, осуществляемых программно-целевым методом, а также на значительное количество программ, по сравнению с 2009 годом, у нас сложилась практика приостановления программ или финансирования только отдельных мероприятий. Данный факт не позволяет реализовывать мероприятия комплексно и решать задачи для достижения результата социально и экономически значимого для населения.
Поэтому, на мой взгляд, необходимо произвести инвентаризацию программ, с учетом возможностей муниципалитета и стоящих перед нами задач.
Уважаемые коллеги!
В условиях меняющегося бюджетного законодательства и перехода от сметного финансирования к финансированию муниципальных услуг, снижения доли межбюджетных трансфертов перед нами стоят задачи по серьезному реформированию бюджетной сферы, по вхождению муниципалитета в действующие областные и федеральные программы. При сохранении социальных обязательств, нам необходимо в большей степени ориентироваться на бюджет развития. Этому, конечно же, будет способствовать не только привлечение дополнительных источников финансирования, но и более рачительное и эффективное использование бюджетных средств.
// В Заключении на отчет об исполнении бюджета нами даны рекомендации по увеличению доходной части бюджета, совершенствованию механизмов реализации целевых программ и повышению эффективности использования средств, которые, я надеюсь, будут приняты во внимание и Администрацией и Бюджетно-финансовым комитетом Думы при исполнении текущего и последующих бюджетов.
Подтверждая достоверность Отчета, предлагаем утвердить Отчет об исполнении бюджета за 2010 год!