Доклад Председателя Счетной палаты ЗАТО Северск С.В. Балашкова на Совещании - руководителей контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации в Сибирском федеральном округе «О задачах региональных и муниципальных контрольно-счетных органов при осуществлении контроля за эффективностью использования бюджетных средств в системе коммунального комплекса», прошедшем 26 апреля 2011 в г. Абакан
ТЕМА: «Анализ реализации инвестиционных программ предприятиями коммунального комплекса, в том числе за счет инвестиционной надбавки к тарифу»
Уважаемые коллеги!
Вполне естественное желание власти привлечь дополнительные средства из Фонда реформирования ЖКХ может только приветствоваться. Но порой это делается поспешно и непродуманно и ведет к повышению тарифов на услуги ЖКХ. В своем докладе, я хотел бы заострить внимание на порядке формирования инвестиционной надбавке к тарифу и использование этой надбавки. С учетом того, что данные средства не являются средствами бюджета, и бюджетные средства в реализации инвестиционных программ не использовались результаты были оформлены в виде аналитической записки и представлены депутатам Думы ЗАТО Северск и Главе администрации.
Как известно, разработка и утверждение тарифов и надбавок к тарифам для предприятий коммунального комплекса, является одним из условий получения поддержки из Фонда реформирования ЖКХ. Инвестиционные программы предприятий должны быть разработаны на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования, как это предусматривается Федеральным законом № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». Комплексная программа должна быть направлена на строительство и модернизацию систем коммунальной инфраструктуры, а также развитие этих систем и объектов в соответствии с потребностями жилищного и промышленного строительства, повышения качества производимых для потребителей товаров и услуг, улучшения экологической ситуации на территории муниципального образования. Данная программа должна быть разработана в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований.
Одним из нарушений закона № 210-ФЗ явилось отсутствие соответствующим образом разработанных и утвержденных документов территориального планирования.
В ходе анализа инвестиционных программ, разработанных четырьмя предприятиями коммунального комплекса, было выявлено, что мероприятия инвестиционных программ не соответствуют мероприятиям Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры. Инвестиционные программы, которые составлялись самими предприятиями, были направлены на решение в основном текущих (сиюминутных) проблем, и фактически содержали работы по капитальному ремонту, а не по реконструкции или строительству, что не нацеливало их на решение стратегических задач развития коммунальных систем.
Кроме того, стоимость ряда мероприятий, включенных в инвестиционные программы предприятий, не имела экономического обоснования. Не были представлены акты технического освидетельствования, дефектные ведомости, решения технических комиссий, по ряду объектов отсутствовала проектно-сметная документация. Часть мероприятий инвестиционных программ дублировалась в других долгосрочных целевых программах, реализуемых на территории муниципалитета.
Инвестиционные программы не содержали целевых индикаторов, которые позволяли бы количественно и качественно измерить результаты их реализации.
Были допущены ошибки и при расчете финансовых потребностей в средствах, где не учитывались средства, необходимые для выплаты предприятиями дополнительных налоговых платежей, возникающих от увеличения выручки в связи с реализацией инвестиционной программы, несмотря на то, что такая возможность законодательством предусмотрена. Это привело к убыткам предприятий при реализации мероприятий программ.
При реализации инвестиционных программ были допущены серьезные нарушения, связанные в первую очередь с отсутствием контроля со стороны Администрации, и это несмотря на то, что данное требование прописано в законе. В частности, Администрацией не заключались договоры с предприятиями по развитию системы коммунальной инфраструктуры. В этих договорах должны были быть определены условия реализации программ, в том числе порядок контроля за использованием средств, приемки выполненных работ, порядок учета поступивших средств надбавки к тарифу, принадлежности на праве собственности произведенных неотделимых улучшений имущества. Как следствие приемка работ на объектах муниципальной собственности, осуществлялась без привлечения специалистов технадзора, в бухгалтерском учете предприятий не велся раздельный учет средств, поступивший в виде надбавки к тарифу, что не позволяло осуществлять контроль за целевым использованием средств надбавки к тарифу. Например, средства в сумме около 7 млн. руб., собранные Водоканалом в виде надбавки к тарифу, находились в течение 8 месяцев 2010 года в хозяйственном обороте предприятия и использовались на иные цели. Еще один пример, вопиющего отношения к народным деньгам: около 1 млн. рублей., которые были получены Управляющей компанией в виде надбавки к тарифам на реализацию Инвестиционной программы по водоснабжению и канализации на внегородских территория, были попросту израсходованы на текущую финансово-хозяйственную деятельность предприятия.
Еще одним проблемным вопросом при реализации инвестиционных программ является законодательная неурегулированность вопроса принадлежности созданных в процессе выполнения работ неотделимых улучшений имущества, объектов реконструкции и строительства. Инвестирование населением средств в объекты коммунальной инфраструктуры не подпадает под действие закона об инвестиционной деятельности. Исходя из логики закона №210-ФЗ, созданные объекты должны принадлежать инвесторам в соответствии с заключенными договорами. Но заключение с каждым из инвесторов (с населением) соответствующих договоров об инвестициях, в которых бы было выражено согласие инвесторов на вложение средств, практически не возможно. На сегодняшний день все созданные объекты за счет средств населения передаются в собственность муниципалитета, что не соответствует сути осуществления инвестиций.
В заключении хотелось бы сказать, что фактически реализация инвестиционных программ в том виде, в котором они существовали, не привела к результатам определенным Программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, и это обусловлено в первую очередь недостаточностью источников финансирования мероприятий. Утвержденные надбавки к тарифу не обеспечивали потребности предприятий, а такие источники как бюджетное финансирование и прочие привлечённые инвестиции не использовались, несмотря на то, что такие источники предусмотрены Программой комплексного развития.
Комплексное решение проблем развития коммунальной инфраструктуры только за счет населения невозможно и ведет к росту тарифов и как следствие к социальной напряженности. Причем население не знает, какая часть в тарифе относится к инвестиционной надбавке и уж тем более не знает, каким образом она используется.
Таким образом, на сегодняшний день без финансовой поддержки со стороны бюджетов всех уровней и без привлечения средств частных инвесторов и кредитных ресурсов невозможно решение проблем развития систем коммунальной инфраструктуры.