Две недели назад депутаты городской Думы единогласно проголосовали за назначение председателем Счетной палаты Северска Сергея Витальевича Балашкова. Счетная палата – контрольный орган местного самоуправления, и об ее работе СМИ сообщают гораздо реже, чем, скажем, о Думе Северска или Администрации города. Дабы восполнить этот пробел, мы встретились с Сергеем Балашковым и попросили рассказать о своем учреждении. Встреча получилась интересной и содержательной, хотя, забегая вперед, нужно отметить, что в рамках одной газетной публикации передать все подробности насыщенного полуторачасового разговора невозможно. С другой стороны, обнадежим наших читателей: впредь о результатах работы Счетной палаты «Диалог» намерен информировать горожан регулярно. Ведь недаром в положении о Счетной палате прямо говорится, что она осуществляет свою деятельность на основе принципов законности, объективности и гласности.
Роман Маратов
Начали мы свой разговор не с вопросов, как и когда создавалась Счетная палата, а с вопроса гораздо более злободневного - «зачем?».
Сергей Витальевич, буквально двух словах, что именно считает наша Счетная палата?
Основной финансовый документ города - его бюджет. Поэтому Счетная палата контролирует целый спектр вопросов, связанных с бюджетом: начиная от его принятия и заканчивая контролем за расходованием средств на стадии его исполнения.
Вы говорите о финансовых нарушениях?
О любых нарушениях, которые призвана выявлять Счетная палата. И здесь я должен обратить внимание на один принципиальный момент: есть множество законодательных актов и иных правил, по которым должна вестись финансово-хозяйственная деятельность города. Мы просто смотрим и сравниваем, насколько действия городской власти или муниципальных предприятий соответствуют этим законным требованиям.
В том числе: воруют или нет?
Назвать человека вором может только суд. Мы же лишь констатируем факты выявленных нарушений и сообщаем об этом: мэру, Думе, администрации города, в прокуратуру.
Я слушал один из ваших последних докладов, и действительно: Счетная палата выявляет множество нарушений, в том числе и в действиях городской администрации. Вы можете как-то их классифицировать?
Классифицировать сложно, но я бы выделил два принципиально разных варианта нарушения финансовой дисциплины: когда нарушается буква закона, но нарушается формально и в интересах дела, по большому счету - в интересах горожан. И второй вариант, когда нарушения приносят очевидный вред и казне, и делу, и горожанам.
Вот вам первый пример. Вы знаете, что по 94-му федеральному закону все более-менее крупные муниципальные заказы (например, на строительство или ремонт, на поставку товаров или услуг и тому подобное) нужно размещать, объявив конкурс или аукцион. Конкурс можно объявлять, уже имея конкретное финансовое обеспечение под задачу. Но ведь процедура конкурса растягивается на весьма продолжительное время. Поэтому, чтобы быстрее выполнить некое нужное дело, администрация объявляет конкурс еще до формального получения денег на это самое дело. Здесь никто никого обманывать не собирается: все знают, что пока пройдет конкурс, деньги поступят. Так оно и происходит. Поэтому формально - это нарушение (и мы его, естественно, фиксируем), а реально - это лишь желание ускорить процесс работы.
Но есть, надо полагать, и другие примеры?..
К сожалению. Вот вам пример с теми же самыми конкурсами на муниципальные подряды. Дело в том, что по закону администрация объявляет конкурс или аукцион именно с целью экономии бюджетных средств. То есть исполнительная власть обращается ко всем участникам рынка: нужно, например, построить в городе то-то и то-то. Требования к постройке - такие-то, сроки выполнения -такие-то, цена работы - не больше такой-то. Кто согласен сделать это дешевле? Добросовестные подрядчики начинают думать, какую цену поменьше предложить, чтобы и заказ этот получить, и хоть какую-то копейку заработать. Здесь все правильно - 94-й закон для того и задумывался, чтобы именно рынок определял оптимальную (а для городского бюджета - минимальную) стоимость той или иной работы.
И пока добросовестные подрядчики предлагают свои весьма разумные цены, появляется некая фирма «Рога и копыта», которая предлагает немыслимо низкую цену и получает муниципальный заказ.
Получает и не выполняет?
Естественно. Точнее - не выполняет за объявленную цену. В результате администрация города начинает заключать с ней массу дополнительных соглашений (каждое с дополнительным финансированием, разумеется), и общая стоимость работ превосходит не только ту, что готовы были предложить добросовестные подрядчики, но и ту, что была изначально предложена как максимальная.
Это что, коррупция?
Повторюсь: дело Счетной палаты - лишь фиксировать нарушения. И еще. В начале этого года в Северске была создана комиссия по противодействию коррупции во главе с мэром. К сожалению, ни одного заседания пока проведено не было. Хотя, на мой взгляд, основания для более активной работы этой комиссии имеются, это в том числе и материалы проверок Счетной палаты. Надеюсь, что под руководством нового мэра эта комиссия заработает.
Но виновных наказывают?
За последние два года в администрации города после наших представлений о нарушениях не был наказан ни один чиновник.
Почему?
Вопрос не ко мне.
А как еще можно нарушить закон и не быть за это наказанным?
Допустим, администрация заключает с некой фирмой договор на выполнение какой-то работы. Тридцать процентов от общей стоимости работ, как и положено по закону, фирма получает в качестве предоплаты. Спустя какое-то время эти тридцать процентов фирма проедает, приходит в администрацию, приводит какие-то якобы веские доводы и получает еще один транш оплаты. Обратите внимание: они получают деньги за еще невыполненную работу. Так продолжается какое-то время, и в конце концов мы получаем ситуацию, когда сто процентов денег фирма уже получила, а работу полностью не выполнила. К тому же нарушаются сроки выполнения работ. А за нарушение сроков положено платить неустойку. И если бы с подрядчиком до полного выполнения его обязательств не был произведен полный расчет, то он был бы заинтересован выполнить работу как можно скорее, ведь за каждый день просрочки сумма, причитающаяся ему за работу, уменьшалась бы за счет неустойки. А так - что с него взять? И без того небогатый городской бюджет снова теряет деньги.
Кстати, поздравляя вас с избранием на должность председателя Счетной палаты, мэр Северска Григорий Шамин особо подчеркнул необходимость экономии каждого бюджетного рубля. Как вам представляется, удастся ли ему переломить сложившуюся ситуацию?
Уверен, что удастся. За короткое время у нас с Григорием Андреевичем состоялось два очень содержательных разговора, и я почувствовал его искреннюю заинтересованность в решении
этого больного вопроса. Он высказал свои предложения, дал конкретные поручения.
Кто определяет сроки и объекты ваших проверок?
Ежегодно Счетная палата формирует свой план работы, который затем утверждается Думой.
Возможно и проведение внеплановых проверок, но тоже по решению Думы, которое принимается
по представлению мэра, думского комитета или группы депутатов, числом не менее тринадцати.
Счетная палата финансируется из городского бюджета?
Да. И необходимо отметить, что объем выявленных и предотвращенных нами нарушений
многократно превосходит затраты на содержание Счетной палаты. Так что Счетная палата
свой хлеб даром не ест.
Сергей Витальевич, расскажите коротко, как быласоздана Счетная палата Северска, ведь ей уже пять лет…
Почти пять лет. Дело в том, что в 2005 году после выборов в Думу первого созыва городские власти по разным причинам не спешили с созданием Счетной палаты.
Уже работала Дума, был назначен и приступил к работе глава администрации, а Счетной палаты не было. В январе следующего, 2006 года по этому поводу было внесено представление прокурора, а 21 февраля Думой было принято решение о создании Счетной палаты и утверждено соответствующее положение...
Выходит, вас можно назвать «рожденные прокурором»?
Выходит, можно (смеется). Я приступил к работе с 1 марта 2006 года и начал заниматься организационными вопросами, формировать штат палаты. Очень большую помощь тогда оказал мне мой коллега - председатель Счетной палаты Томска Владимир Козырев.
Сколько человек работает в Счетной палате? Легко ли было сформировать штат?
Нас не так много - всего восемь человек. Что касается формирования штата, то была одна проблема: пришлось отказать многим уважаемым людям в их просьбах «устроить на работу хорошего человека». Двое моих заместителей раньше вообще работали в Томске, остальных я тоже подбирал сам. Зато теперь я точно знаю, что не только я, но и все мои сотрудники независимы в своей работе, как говорится, никому и ничего не должны. Впрочем, я зависим. Я зависим от жителей Северска, поскольку назначен на работу их избранниками - депутатами Думы...
Нечасто наши депутаты голосуют по кадровым вопросам единогласно, а вот за вас проголосовали...
Это, безусловно, приятно, но я считаю, что это заслуга в первую очередь всех сотрудников Счетной палаты, оценка их профессионализма и объективности. Ведь среди депутатов, проголосовавших за мою кандидатуру, были и руководители предприятий, которые мы в свое время проверяли.
Скажите, а вы всегда находите нарушения в работе проверяемых?
По счастью, нет. Вот, например, недавно закончили проверку муниципального предприятия «Северскэлектросвязь». Никаких нарушений законодательства, налоги платятся, зарплата растет, словом - молодцы. Уже доложил об этом на заседании бюджетно-финансового комитета Думы.
А о нарушителях читателям «Диалога» когда расскажете?
В самое ближайшее время. Со случаями, когда деньги уходят из бюджета в чей-то карман, мы мириться не будем. Ведь это наши с вами деньги. Деньги, которые не получат дети, старики, мы с вами. Поэтому, повторюсь, Счетная палата будет беспощадна к таким людям. На это нас ориентирует мэр, и, не сочтите за громкие слова, так нам велят наш долг и наша совесть.