В Думу ЗАТО Северск направлен отчет о работе Счетной палаты ЗАТО Северск за 3 квартал 2010 года
В третьем квартале 2010 года Счетная палата продолжала реализацию Плана работы, утвержденного решением Думы ЗАТО Северск от 24.12.2009 № 88/5, в соответствии с направлениями деятельности, определенными Положением о Счетной палате.
1. Контрольно-ревизионная деятельность.
Планом работы на 3 квартал было предусмотрено проведение пяти контрольных мероприятий и окончание одного, начатого во втором квартале.
Фактически выполнены четыре контрольных мероприятия, сроки окончания по двум мероприятиям перенесены на 4 квартал. Из них:
Проверка целевого и эффективного использования средств бюджета ЗАТО
Северск, направленных на реконструкцию автодороги № 10 перенесена по
причине того, что данное контрольное мероприятие проводится в рамках
осуществления текущего контроля за строительством,
Проверка целевого и эффективного использования средств бюджета ЗАТО
Северск, направленных на ремонт кровель жилых домов за 2009 год, перенесена в связи со значительным объемом работ и необходимостью
привлечения специалистов-строителей для проведения контрольных обмеров на
объектах ремонта.
Проверка финансово-хозяйственной деятельности МП «Северскэлектросвязь»
Существенных нарушений при проверке данного предприятия не выявлено. Основные выводы по результатам проверки следующие:
Финансовое положение предприятия в анализируемом периоде устойчивое.
Деятельность МП «СЭЛС рентабельна. Однако показатели рентабельности
снижаются, что связано с опережающими темпами роста расходов над темпами
роста доходов и трудностями с размещением оборудования в жилых домах.
Ухудшение результатов финансово-хозяйственной деятельности в первом
полугодии 2010 года связано с ростом тарифов ОАО «СХК» более чем в 2 раза,
ростом расходов на аренду оборудования по договорам с ОАО ГЭС и ОАО
«Технотом» более чем на 30% и со вступлением МП «СЭЛС» 18.03.2010 в
саморегулируемую организацию, которое обойдется предприятию в 2010 году в
192,6 тыс. руб.
Планы по натуральным и финансовым показателям исполняются. Значения
натуральных показателей деятельности в анализируемом периоде возрастают.
В 2009 году проведена модернизация цифровых АТС М-200 и коммутационных
узлов с целью привлечения новых абонентов. Темпы роста выручки от основной
деятельности опережают темпы роста тарифов на услуги МП «СЭЛС».
Бухгалтерский баланс предприятия имеет удовлетворительную структуру. Предприятие имеет достаточную ликвидность
За анализируемый период произошло увеличение значений коэффициента износа
и, соответственно, снижение коэффициента годности основных средств, что
свидетельствует об ухудшении качественного состояния основных средств
предприятия.
Установление управляющими компаниями платы за использование общедомового
имущества для прокладки кабельных линий связи приведет к росту тарифов МП
«СЭЛС». В связи с этим специалистам предприятия рекомендовано провести
общие собрания жильцов многоквартирных домов с целью разъяснительной
работы для принятия решения о безвозмездной передаче общего имущества
многоквартирных жилых домов под размещение оборудования средств связи.
Среднемесячная заработная плата в МП «СЭЛС» в анализируемом периоде растет.
Наиболее высокими темпами растет заработная плата рабочих. При этом темпы
роста производительности труда опережают темпы роста среднемесячной
заработной платы.
Отчисления от прибыли в резервный фонд и собственнику (в бюджет ЗАТО
Северск) производятся в соответствии с установленным порядком, своевременно и
в полном объеме.
МП «СЭЛС» имеет достаточно собственных источников инвестиций. Источником
финансирования капитальных вложений в 2009 году и первом полугодии 2010 года
является накопленная амортизация основных средств.
Полученное в хозяйственное ведение нежилое здание по адресу: ул. Парковая, 9, а
также фактические расходы на его содержание и капитальный ремонт в нарушение
действующего регламента отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской
отчетности предприятия в составе незавершенного строительства, что привело к
искажению показателей и структуры отчетности.
Проектно-сметная документация на капитальный ремонт здания выполнена ООО
«Проектно-конструкторское бюро» с многочисленными ошибками и нуждается в
корректировке, соответственно сметная стоимость капитального ремонта здания не
обоснована.
Несмотря на безоговорочно положительные аудиторские заключения по
финансовой отчетности предприятия в ходе проверки в бухгалтерской отчетности
МП «СЭЛС» за 2007 -2009 годы выявлены бухгалтерские ошибки, нарушения
взаимоувязок отдельных статей отчетности, факты не соответствия нормативному
регулированию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, а
также расхождения в показателях бухгалтерской и экономической отчетности.
Учетная политика предприятия носит формальный характер, не содержит описания
целого ряда участков учета, необходимых приложений.
По результатам проверки предприятию направлено предписание по устранению выявленных нарушений, которой согласно предоставленной информации исполнено в полном объеме.
Материалы проверки направлены для рассмотрения в Думу ЗАТО Северск и Главе Администрации ЗАТО Северск.
Проверка целевого использования средств, направленных предприятиями коммунального комплекса на капитальный ремонт инженерных систем за 2008-2009 годы в счет оплаты арендной платы (ОАО «ГЭС», ОАО «Тепловые сети», ОАО «СВК»)
Данное контрольное мероприятие начато во втором квартале в соответствии с планом работы на 2 квартал, окончено в 3 квартале.
Целью контрольного мероприятия являлась проверка наличия обоснования при производстве работ по капитальному ремонту (реконструкции и модернизации) муниципального имущества, правильность утверждения титульных списков, соблюдение строительных норм и нормативов при производстве работ, оценка результатов изменения способа производства работ по капитальному ремонту. В 2008 году действовала следующая схема производства работ. Вначале предприятия перечисляли арендную плату в соответствии с договорами аренды в бюджет. А затем в соответствии с титульными списками из бюджета финансировались ремонты инженерных систем. При этом суммы арендной платы, уплаченные в бюджет, были больше, чем суммы, направленные предприятиям. Для устранения данного дисбаланса в 2009 году была введена новая схема. Арендную плату минимизировали путем введения корректирующих коэффициентов. А оставшуюся сумму предполагаемой арендной платы оставили предприятиям коммунального комплекса на производство восстановительных работ по утверждаемым титульным спискам.
Всего в 2008 году направлено из бюджета ЗАТО Северск на производство работ восстановительного характера 34733,9 тыс. руб., в 2009 году предприятиями коммунального комплекса произведены работы за счет собственных средств на сумму 44858 тыс. руб.
Основные выводы по результатам проверки следующие:
Фактов направления предприятиями коммунального комплекса средств на цели, не
предусмотренные титульными списками, в ходе проверки не установлено.
Размеры годовой арендной платы в договорах аренды в 2009 году не соответствуют
размерам арендной платы за муниципальное имущество, утвержденным при
установлении тарифов.
Размеры корректирующих коэффициентов к расчетным ставкам арендной платы не
обоснованы и не раскрывают принцип распределения арендной платы на сумму,
подлежащую зачислению в бюджет, и сумму, направляемую на капремонт,
реконструкцию и модернизацию.
На переданное в аренду муниципальное имущество не в полном объеме
зарегистрировано право муниципальной собственности в Едином государственном
реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В договорах аренды с предприятиями коммунального комплекса не оговорен
вопрос о возмещении средств, затраченных арендаторами на неотделимые
улучшения. Это может повлечь за собой дополнительные расходы бюджета,
которые будут неизбежными в случае предъявления со стороны арендатора
требований о возмещении стоимости улучшений после окончания договора
аренды.
Часть работ, выполняемых по титульным спискам ОАО «СВК» и ОАО «ГЭС»,
поименованные как реконструкция (модернизация), по сути являются капитальным
ремонтом. Разница в понятиях оказывает существенное влияние на систему учета
затрат в предприятиях, и на налоговые последствия.
Из общей суммы средств, направляемых ОАО «СВК» на капитальный ремонт
(реконструкцию, модернизацию), в 2008 году только 16,6% направлено на
перекладку сетей, в 2009 году данный процент снизился и составил 12,6%.
Отсутствует порядок формирования и утверждения титульных списков на
производство работ восстановительного характера предприятиями коммунального
комплекса.
Локальные сметные расчеты, являющиеся основанием для формирования
титульных списков зачастую не содержат даты утверждения и подписи
должностных лиц. Кроме того, стоимость работ в локальных сметных расчетах не
соответствует стоимости работ в титульных списках.
В 2008 году для всех трех предприятий титульные списки капитального ремонта,
реконструкции и модернизации инженерных систем г.Северска, являющиеся
приложениями к договорам выполнения работ и определяющие общую стоимость
работ, утверждены Распоряжением Главы Администрации ЗАТО Северск позднее,
чем заключены договоры выполнения работ.
При выполнении работ по титульному списку в 2008 году, несмотря на то, что
средства бюджета были перечислены в полном объеме на счета ОАО «СВК» еще в
ноябре 2008 года при расчетах с субподрядными организациями, привлеченными
для выполнения работ, допущено образование кредиторской задолженности по
состоянию на 01.01.2009 в сумме 1167,5 тыс. руб.
В результате нарушений, допущенных в актах выполненных работ при применении
сметных норм и нормативов, сумма завышения стоимости работ в 2009 году
составила в ОАО «СВК» - 175,306 тыс. руб., в ОАО «ТС» - 159,2 тыс. руб., в ОАО
«ГЭС» - 83,3 тыс. руб.
В отчете ОАО «СВК» и в бухгалтерском учете информация о стоимости
выполненных в 2009 году работ завышена на сумму 123,1 тыс. руб., в связи с тем,
что данные работы на момент проверки не были выполнены.
В 2009 году арендодателем не был урегулирован с МБУ «ТЦ» вопрос по
организации приемки выполненных работ восстановительного характера
предприятиями коммунального комплекса. В результате этого в большинстве
случаев в 2009 году акты выполненных работ не были проверены представителями
организации, осуществляющей технический надзор, - МБУ «ТЦ».
В 2009 году неправильно формировались фактические затраты предприятий на
производство работ по титульному списку хозспособом. В связи с чем отчетность,
предоставленная собственнику имущества о выполнении работ по титульным
спискам, оказалась недостоверной.
В ОАО «СВК» затраты предприятия на капитальный ремонт арендованных
основных средств в 2009 году необоснованно увеличены в связи с применением
сметной прибыли на сумму 195,9 тыс. руб. Кроме того, неправильно определен
размер общехозяйственных расходов. Это привело к необоснованному увеличению
стоимости неотделимых улучшений, созданных в процессе реконструкции.
Необоснованно отнесены в бухгалтерском учете ОАО «СВК» расходы на работу
машин и механизмов при производстве работ хозспособом (не по фактическим
расходам, а по данным формы КС-2) и транспортные расходы.
В ОАО «ГЭС» неправильно определен размер общехозяйственных расходов при
выполнении работ хозспособом, что привело к необоснованному завышению
стоимости объектов, сформированной по результатам реконструкции.
При проведении работ по капитальному ремонту (реконструкции, модернизации)
арендованного имущества предприятиями коммунального комплекса в 2009 году
получена экономия затрат по статье «арендная плата» в тарифах в общей сумме
6379,6 тыс. руб. Из данной суммы 2823 тыс. руб. сэкономлены благодаря тому,
что стоимость работ в титульных списках утверждена в размерах меньших, чем
предполагаемая сумма затрат в тарифе по данной статье за счет утверждения
титульных списков с учетом НДС (возмещаемого налога). А экономия в сумме
3556,6 тыс. руб. достигнута предприятиями в связи со снижением фактических
затрат при выполнении работ хозспособом. В связи с тем, что титульные списки не
были скорректированы на суммы возникшей экономии, предприятиями
коммунального комплекса получена дополнительная прибыль, которая направлена
на финансирование текущих затрат предприятий.
Собственником муниципального имущества, переданного в аренду, не
урегулирован вопрос о принадлежности возвратных материалов, полученных от
демонтажа конструкций и оборудования. Отсутствие регламентации данного
вопроса со стороны собственника имущества позволяло предприятиям использовать полученные от демонтажа материалы по собственному усмотрению и извлекать доходы от их использования.
Как показала проверка, новая схема взаимоотношений между собственником
муниципального имущества и предприятиями коммунального комплекса при
производстве работ по капитальному ремонту реконструкции и модернизации
объектов муниципальной собственности в 2009 году оказалось выгодна только в
части ухода от проведения торгов. В части организации работ, проведения их
приемки, формировании затрат предприятий для представления отчетности
собственнику муниципального имущества данная схема при отсутствии
соответствующей регламентации проведения работ оказалась непрозрачной,
запутанной, привела к налоговым рискам для предприятий коммунального
комплекса, к проблемам постановки на баланс неотделимых улучшений. Кроме
того, при реализации данной схемы предприятиями применялись различные
способы формирования фактических затрат на проведение капитальных ремонтов,
что привело к несоответствию сумм, указанных в отчетах об исполнении
титульных списков, и фактических затрат предприятий на проведение ремонтов, а
также к экономии по статье затрат в тарифе «арендная плата». Это в свою очередь
предоставило возможность предприятиям коммунального комплекса направить
сэкономленные по статье «арендная плата» средства на расходы по другим
статьям или получению дополнительной прибыли.
При отсутствии регламентации проведения работ по капитальному ремонту в 2009
году у предприятий возникли проблемы постановки на баланс неотделимых
улучшений и налоговые последствия при производстве работ восстановительного
характера.
По результатам проверки предприятиям коммунального комплекса направлены предписания по устранению выявленных нарушений. Согласно предоставленной предприятиями информации, предписания Счетной палаты в основном исполнены.
Материалы контрольного мероприятия рассмотрены на рабочем заседании Думы ЗАТО Северск. По итогам рассмотрения было решено заслушать Администрацию ЗАТО Северск на рабочем заседании Думы в ноябре 2010 года о принятых мерах по устранению замечаний Счетной палаты и о выборе способа выполнения работ в 2011 году.
Анализ реализации инвестиционных программ предприятиями коммунального комплекса ЗАТО Северск, в том числе использования инвестиционной надбавки к тарифу
В ходе контрольного мероприятия проанализированы Инвестиционные программы ОАО «Северский водоканал», ОАО «Тепловые сети», ОАО «Городские электрические сети», МП ЗАТО Северск «УК «ЖКХ «Самусьское».
При этом отмечены недостатки при разработке технических заданий на разработку Инвестиционных программ предприятий коммунального комплекса. Кроме того, по всем предприятиям отмечено, что в Инвестиционные программы были внесены дополнительные мероприятия, которые отсутствуют в Программе комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры ЗАТО Северск на 2007-2011 годы., что противоречит пункту 6 части 1 статьи 2 Федерального закона № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», поскольку Инвестиционная программа должна разрабатываться исключительно в целях реализации Программы комплексного развития и в соответствии с ней.
Фактически из всех утвержденных инвестиционных программ реализовывались только Инвестиционная программа ОАО «СВК» (в 2009-2010 годах) и Инвестиционная программа по водоснабжению и водоотведению МП ЗАТО Северск «УК «ЖКХ «Самусьское» (в 2009 году). Объемы финансирования инвестиционной программы ОАО «СВК» за счет надбавки к тарифу в 2009 году составили 5590,9 тыс. руб., в 2010 году -11236,6 тыс. руб. Объемы финансирования инвестиционной программы по водоснабжению и водоотведению МП ЗАТО Северск «УК «ЖКХ «Самусьское» за счет надбавки к тарифу в 2009 году составили 1630 тыс. руб.
В связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 25.12.2008 № 281-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», с 30.12.2008 действие Федерального закона № 210-ФЗ не распространяется на организации коммунального комплекса, обеспечивающих электроснабжение, на ОАО ГЭС. В связи с этим надбавки к тарифу на 2009-2010 годы для ОАО ГЭС не устанавливались.
Следовательно, решение Думы ЗАТО Северск об утверждении Инвестиционной программы необходимо было признать с 30.12 2008 утратившим силу, что до настоящего времени Думой ЗАТО Северск не сделано.
Инвестиционная программа ОАО «Тепловые сети» не реализовывалась по той причине, что в качестве источников финансирования в ней предусмотрены только бюджетные средства, которые в проверяемом периоде на программу не выделялись. Кроме того, было отмечено, что мероприятия Инвестиционной программы ОАО «Тепловые сети» продублированы и в других целевых программах, реализуемых на территории ЗАТО Северск: «Переход на отпуск ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии) потребителям в соответствии с показаниями коллективных (общедомовых) приборов учета потребления таких ресурсов в ЗАТО Северск в 2010-2011 годах» и «Энергосбережение на территории ЗАТО Северск в 2010-2014 годах». Несмотря на дублирование мероприятий вышеназванных программ. Инвестиционная программа не была ни отменена, ни скорректирована.
При реализации Инвестиционных программ ОАО «СВК» и МП ЗАТО Северск «УК «ЖКХ «Самусьское» отмечено отсутствие договоров с Администрацией ЗАТО Северск о реализации программ, в которых должны быть определены условия реализации программ, в том числе порядок контроля за использованием средств, технического контроля за осуществлением работ в рамках мероприятий, приемки выполненных работ, отражения поступивших на предприятие сумм надбавки и соответствующих затрат на счетах бухгалтерского учета, принадлежности на праве собственности произведенных неотделимых улучшений имущества.
Ни в 2009, ни в 2010 годах не осуществлялся мониторинг реализации инвестиционных программ.
Не по всем мероприятиям инвестиционных программ потребность в ресурсах подтверждена соответствующими расчетами и проектно-сметной документацией. Кроме того, при расчете потребности в финансовых ресурсах не во всех случаях учтены дополнительные затраты предприятий на уплату налогов, возникших при реализации мероприятий Инвестиционных программ.
В бухгалтерском учете предприятий (ОАО «СВК» и МП ЗАТО Северск «УК «ЖКХ «Самусьское») не осуществлялся раздельный учет средств поступившей надбавки к тарифу.
При проверке реализации мероприятий инвестиционной программы ОАО «СВК» выявлено, что в 2009 году в связи со снижением товарного выпуска продукции часть мероприятий Инвестиционной программы на сумму 351,9 тыс. руб. была выполнена не за счет средств надбавки, как планировалось, а за счет средств тарифа, не предполагающего указанные расходы. Кроме того, в 2010 году по состоянию на 01.09.2010 средства инвестиционной надбавки к тарифу в сумме 8583 тыс. руб., поступившие на счет предприятия не были использованы на мероприятия инвестиционной программы, а находились в обороте предприятия.
УК «ЖКХ Самусь» из собранных в 2009 году средств надбавок к тарифам в сумме 865,06 тыс. руб. освоено только 55 тыс.руб. А средства надбавок к тарифам в размере 809,89 тыс. руб. в нарушение Решения Думы ЗАТО Северск 21.08.2008 № 56/8 «Об утверждении инвестиционной программы развития, реконструкции и модернизации системы коммунального водоснабжения и канализации внегородских территорий ЗАТО Северск на 2009-2011 годы» были неправомерно израсходованы в 2010 году на текущую финансово-хозяйственную деятельность предприятия.
Проверка исполнения Представления Счетной палаты ЗАТО Северск, выданного по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Городской рынок» в 2008 году.
Как показала данная проверка, нарушения, выявленные в ходе проверки Счетной палатой ЗАТО Северск финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Городской рынок» в 2008 год в основном не устранены.
Из 11 пунктов Представления по устранению нарушений, доведенных до руководства ООО «Городской рынок» Письмом Счетной палаты ЗАТО Северск от 24.09.2008 № 01-12/315-СП, 10 пунктов не исполнены или исполнены частично:
Пункт 1 о необходимости проведения работы для получения разрешения на право
организации розничного рынка на территории ЗАТО Северск не исполнен.
Пункт 3 о приведении бухгалтерского учета и отчетности ОАО «Городской рынок»
в полное соответствие с требованиями законодательства и нормативного
регулирования не исполнен.
Пункты с 4 по 8 о необходимости строгого соблюдения трудового и налогового
законодательства и устранения выявленных Счетной палатой ЗАТО Северск в ходе
проверки 2008 года нарушений в этой области исполнены частично.
Пункт 9 об устранении нарушения порядка ведения кассовых операций не
выполнен.
По пункту 10 о необходимости восстановления на расчетных счетах ОАО
«Городской рынок» недостающих денежных средств в сумме 2272,33 тыс. руб.
необходимые и достаточные доказательства погашения недостачи не представлены.
Пункт 11 об отражении в учете и отчетности организации хозяйственных операций
по отчетам поверенного от 30.11.2007 № 1 и от 30.11.2007 № 2 и по счету-фактуре
от 24.07.2006 ООО «Северский рынок» № 000000001 не исполнен.
Исполнено лишь требование о необходимости заключения договоров с предпринимателями, осуществляющими торговлю на рынке.
Материалы проверки направлены для принятия мер Совету директоров ОАО «Городской рынок».
2. Экспертно-аналитическая деятельность
В рамках экспертно-аналитической деятельности в 3 квартале 2010 года подготовлено Заключение на проект Решения Думы «О внесении изменений в приложение к Решению Думы ЗАТО Северск от 17.07.2008 № 55/2 «Об установлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых на территории ЗАТО Северск вводится единый налог на вмененный доход, значения корректирующего коэффициента базовой доходности К2», предусматривающее повышение значений корректирующего коэффициента базовой доходности К2 по всем облагаемых ЕНВД деятельности на территории ЗАТО Северск на 10%. Также осуществлен ряд мер по подготовке утверждения данного решения депутатами Думы ЗАТО Северск. Решение Думы «О внесении изменений в приложение к Решению Думы ЗАТО Северск от 17.07.2008 № 55/2 «Об установлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых на территории ЗАТО Северск вводится единый налог на вмененный доход, значения корректирующего коэффициента базовой доходности К2» принято. В результате принятия данного решения плановое задание по поступлениям ЕНВД в доход бюджета ЗАТО Северск определено на 13230,0 тыс. руб. больше ожидаемого исполнения за 2010 год или на 30,9%.
Кроме того, проведены 4 экспертизы проектов постановлений Главы Администрации ЗАТО Северск, которыми утверждались или вносились изменения в действующие муниципальные целевые программы:
«Социальная защита и поддержка населения ЗАТО Северск в 2009-2011 годах»;
«Переход на отпуск ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды,
электрической энергии) потребителям в соответствии с показаниями коллективных
(общедомовых) приборов учета таких ресурсов в ЗАТО Северск в 2010-2011
годах»;
"Развитие детско-юношеского спорта" на 2011 - 2014 годы";
"Обеспечение первичных мер пожарной безопасности на территории ЗАТО
Северск в 2010 - 2012 годах".
Помимо этого Счетной палатой подготовлены предложения по внесению изменений в Устав ЗАТО Северск.
2. Информационная деятельность
В отчетном квартале издан очередной номер информационного бюллетеня, в котором обобщены и представлены результаты работы Счетной палаты ЗАТО Северск. Бюллетени направлены в депутатские комитеты и комиссии Думы ЗАТО Северск. депутатам Государственной Думы Томской области, правоохранительные органы и органы финансового контроля Томской области.