06.10.2009 на рабочем заседании Думы ЗАТО Северск председатель Счетной палаты ЗАТО Северск С.В. Балашков доложил депутатам о результатах анализа экономической эффективности управления предприятиями, находившимися ранее в муниципальной собственности и реорганизованными в открытые акционерные общества со 100%-ным участием муниципалитета в уставном капитале.
Объектами проверки стали предприятия коммунального комплекса: ОАО «Северский водоканал», ОАО «Городские электрические сети» и ОАО «Тепловые сети», акционирование которых осуществлено в середине 2006 года во исполнение Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества». Акционирование предприятий преследовало цель повышения уровня конкуренции и эффективности управления с целью предоставления более качественных услуг.
Проведенный анализ показал, что на сегодняшний день задачи приватизации муниципальных унитарных предприятий коммунального комплекса не достигнуты, надежды, возлагаемые на приватизацию, не оправдались. Отмечена низкая эффективность управления оборотным капиталом предприятий, проявившаяся в ухудшении в 2008 году всех показателей ликвидности, росте дебиторской и кредиторской задолженности, высокой продолжительности их оборота. Выявлен рост технологических потерь, опережающие темпы роста текущих затрат по отношению к темпам роста товарной продукции, тарифам и выручки, существенное снижение уровня рентабельности. Рост выручки от основных видов деятельности основан на постоянном росте регулируемых тарифов, причем темпы роста выручки существенно опережают темпы роста товарной продукции. Темпы роста заработной платы и фондовооруженности труда превышают темпы роста производительности труда.
В ходе анализа экономической эффективности выявлены отдельные ошибки и нарушения, допущенные в процессе осуществления приватизации предприятий.
Проведенный аудит бухгалтерской отчетности показал, что, несмотря на положительные заключения аудиторов и ревизоров обществ, утверждение отчетности на балансовой комиссии, в годовой бухгалтерской отчетности ОАО «Тепловые сети» и ОАО «Городские электрические сети» выявлены многочисленные ошибки, факты несоответствия нормативному регулированию бухгалтерского учета и отчетности, которые привели к нарушению взаимоувязки и искажению основных бухгалтерских показателей, в том числе показателя чистой прибыли, а также к расхождениям показателей бухгалтерской и экономической отчетности. Отмечена неэффективность и формальный характер учетной политики предприятий, отдельные положения которых противоречат действующему законодательству. Проверка показала, что в результате ошибок, допущенных в налоговом учете ОАО «Городские электрические сети», осуществлена переплата налога на прибыль в сумме 1,3 млн. рублей. Также было обращено внимание на чрезмерно высокую стоимость аудиторских услуг, оплаченных ОАО «Городские электрические сети», стоимость которых составляла в анализируемом периоде 200 тыс. рублей и превышала стоимость аналогичных услуг, приобретенных ОАО «Тепловые сети» и ОАО «Северский водоканал» в 2-3 раза.
Председатель Счетной палаты ЗАТО Северск обратил внимание, что одной из основных целей управления муниципальными акциями является увеличение неналоговых доходов местного бюджета за счет поступления дивидендов от обществ, в уставном капитале которых участвует муниципалитет, а также рост текущей и рыночной стоимости акций этих обществ, прогноз и недопущение их банкротств. Полномочия собственника в отношении акций ОАО «Северский водоканал», ОАО «Городские электрические сети», ОАО «Тепловые сети» осуществляет Управление имущественных отношений
Администрации ЗАТО Северск, а права и обязанности акционера данных обществ, созданных в процессе приватизации, 100 процентов акций которых находятся в собственности городского округа ЗАТО Северск, в соответствии с установленным регламентом должна осуществлять Администрация ЗАТО Северск, которая не обеспечивает поступлений дивидендов в бюджет ЗАТО Северск.
В 2005 - 2006 годах в бюджет ЗАТО Северск поступали отчисления от прибыли муниципальных унитарных предприятий, функционирующих в настоящее время как вышеуказанные акционерные общества, в сумме 5 млн. руб. С момента акционирования коммунальные предприятия прекратили распределение и отчисление чистой прибыли в пользу собственника, в связи с чем бюджет ЗАТО Северск недополучил, как минимум, 3,5 млн. рублей.
Муниципалитет принимает участие в девяти обществах, в том числе в семи открытых акционерных обществах и двух обществах с ограниченной ответственностью. За период своего существования Счетная палата ЗАТО Северск проверила финансово-хозяйственную деятельность шести обществ из их числа.
Сергей Балашков напомнил депутатам, что результаты предыдущих проверок хозяйственной деятельности обществ, в уставных капиталах которых муниципалитет принимает участие, также свидетельствовали о низкой эффективности управления ими со стороны Администрации ЗАТО Северск.
По результатам обсуждения результатов проведенного Счетной палатой ЗАТО Северск контрольного мероприятия было решено поручить Счетной палате, Бюджетно-финансовому комитету Думы ЗАТО Северск совместно с Администрацией ЗАТО Северск и руководителями проверенных акционерных обществ проработать вопрос повышения эффективности работы и улучшения финансового состояния обществ, 100 процентов акций которых принадлежат муниципалитету.
О результатах проработки вышеуказанных вопросов Думе ЗАТО Северск будет доложено 27 октября 2009 года.»