2 декабря 2009 года на рабочем заседании Думы ЗАТО Северск заслушан отчет Счетной палаты по проверке обоснованности повышения в 2008 году тарифов на транспортные услуги, утвержденных Муниципальным предприятием ЗАТО Северск «Управляющая компания «Комбинат благоустройства». Отчет представлен аудитором Счетной палаты ЗАТО Северск Инной Левиной.
Инициаторами проверки явились управляющие организации, отметившие в своем обращении к Мэру ЗАТО Северск, непомерный рост тарифов на услуги спецтехники, оказываемые предприятиями бывшего комбината благоустройства в 2008 году.
Действительно, после проведенной в 2008 году реорганизации, приведшей к изменению организационно-правовой формы собственности и образованию на месте бывших подразделений муниципального комбината благоустройства, 13 обществ с ограниченной ответственностью во главе с муниципальным предприятием «Управляющая компания «Комбинат благоустройства», рост тарифов на услуги спецтехники осуществлен дважды: с 1 января 2008 года и с 15 августа 2008 года (на услуги мусоровозов – с 1 апреля.2008 года). Причем в августе 2008 года тариф на снегоочиститель шнекороторный ДЭ 210 вырос в 2 раза, автогрейдер ДЗ-122 – в 1,5 раза.
В Отчете Счетной палаты отмечено, что в настоящее время данные тарифы являются нерегулируемыми и устанавливаются соглашением сторон.
В расчет новых тарифов на услуги спецтехники предприятий бывшего комбината благоустройства заложен рост расходов на оплату труда в связи с повышением ставки первого разряда рабочего; рост цен на коммунальные услуги, запасные части и шины; а также рост расходов на горюче-смазочные материалы (далее ГСМ).
Анализ структуры тарифов и стоимости основных факторов производства, проведенный Счетной палатой в ходе проверки показал, что фактически, в связи с изменением порядка стимулирования труда специалистов, фонд оплаты труда в 2008 году не изменился, доля расходов на коммунальные услуги, запасные части и шины в структуре тарифа столь незначительна, что возрастание их стоимости не могло оказать существенного влияния на рост тарифов на транспортные услуги. Таким образом, единственным фактором, оказавшим влияние на рост тарифов, стали расходы на горюче-смазочные материалы. Однако в ходе проверки выявлено, что рост расходов на ГСМ в тарифах связан не только с ростом цен на ГСМ, но и с необоснованным повышением норм расхода ГСМ с 15 августа 2008 года на предприятиях бывшего комбината благоустройства. Проверка показала, что фактические нормы расхода ГСМ на предприятиях бывшего комбината благоустройства ниже предельно установленных норм, действовавших до их повышения.
Отмечено также, что в 2008 году предприятия бывшего комбината благоустройства находятся на упрощенной системе налогообложения, в связи с чем их налоговая нагрузка резко снизилась. Экономия на налогах в 2008 году составит около 13 млн. руб., что могло позволить предприятиям обойтись в 2008 году без резкого повышения тарифов на услуги спецтехники.
Анализ расчета тарифов на услуги спецтехники показал наличие резервов снижения тарифов на услуги снегоочистителя шнекороторного ДЭ - 210 - на 199 руб./час, снегопогрузчика КО-206 - на 58 руб./час и снегопогрузчика КО-206 с двигателем 240 - на 80 руб./час.
На основании проведенной проверки Счетная палата ЗАТО Северск рекомендовала МП «УК «КБУ» устранить ошибочное двойное применение зимней надбавки к нормам расхода ГСМ и, принимая во внимание социальную и экономическую значимость потребителей транспортных услуг МП «УК «КБУ» в лице управляющих компаний, а также снижение цен на ГСМ после августа 2008 года, снизить тарифы на услуги снегоочистителя шнекороторного ДЭ – 210, снегопогрузчика КО-206 и снегопогрузчика КО-206 с двигателем 240.
В качестве положительных моментов отмечено развитие материально-технической базы МП «УК «КБУ» в 2008 году и повышение заработной платы основному персоналу.