Обсуждаем годовой Отчёт
об исполнении бюджета ЗАТО Северск за 2018 год
3 апреля 2019 года под председательством Председателя Бюджетно-финансового комитета Натальи Атаманчук состоялось совместное заседание комитетов Думы ЗАТО Северск.
На заседании рассматривался вопрос «О проекте решения Думы ЗАТО Северск «Об утверждении годового Отчёта об исполнении бюджета ЗАТО Северск за 2018 год»».
С докладом по данному вопросу выступала Лариса Овчаренко – временно исполняющая обязанности заместителя Главы Администрации ЗАТО Северск по экономике и финансам.
Содокладчиком выступил Председатель Счётной палаты ЗАТО Северск Сергей Балашков, который остановился на основных выводах, изложенных в Заключении Счётной палаты ЗАТО Северск.
Сергей Балашков отметил, что Заключение на проект Отчёта об исполнении бюджета за 2018 год было подготовлено на основании результатов внешней проверки годовой бюджетной отчётности, которая была проведена в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ и Положения о бюджетном процессе в ЗАТО Северск. В целом в рамках внешней проверки достоверность Отчёта об исполнении бюджета за 2018 год подтверждена, вместе с тем, были выявлены отдельные замечания к отчетности Главных администраторов бюджетных средств, которые изложены в Пояснительной записке к Заключению. Отмечено, что в 2018 году наблюдалось самое значительное за последние годы отклонение фактически достигнутых показателей по доходам от первоначально утвержденных в бюджете: в 2018 году этот показатель составил 24,3%, в 2017 году увеличение от первоначальных показателей произошло на 19,6%, а в предыдущие годы —отклонение составляло около 4%. Данная ситуация сложилась за счет увеличения на 32% безвозмездных поступлений и увеличения на 35% неналоговых доходов в течение 2018 года. За отчётный период доходная часть бюджета увеличилась по сравнению с 2017 годом на 209 млн. 88 тыс. руб. Как следствие, наблюдается рост бюджетной обеспеченности жителей ЗАТО Северск. Так, доходы на душу населения: в 2018 году составили 39,5 тыс. руб.; в 2017 году – 35,5 тыс. руб.; в 2016 году – 32,5 тыс. руб.; в 2015 году – 34,6 тыс. руб. В сравнении с 2017 годом практически все виды налоговых доходов увеличились в целом на 13% и составили 902 млн. руб. Основной рост произошёл по НДФЛ, а также по земельному налогу за счет увеличения ставок для муниципальных учреждений, и их досрочной уплаты.
Председатель Счётной палаты в своём выступлении констатировал, что в 2018 году произошло снижение задолженности по всем видам доходов. По неналоговым доходам снижение было связано в первую очередь со списанием значительной суммы задолженности безнадежной к взысканию, которая составила порядка 47 млн. руб.
Неналоговые доходы поступили в бюджет в сумме 198 млн. 131 тыс. руб., что на 35 млн. 360 тыс. руб. больше, чем в 2017 году. Докладчик отметил факторы, которые оказали влияние как на снижение, так и на увеличение неналоговых доходов. На увеличение доходов повлияло принятие в 2017 году новой Методики расчета ставок арендной платы за недвижимое имущество, в которой увеличен ряд корректирующих коэффициентов к базовой ставке. На снижение дохода оказало влияние принятие в 2018 году 12-ти решений Думы ЗАТО Северск о передаче имущества из аренды в безвозмездное пользование, в связи с чем доходы уменьшились на 622 тыс. руб. (расчёт за неполный год), в дальнейшем сумма составит 1,6 млн. в год.
Особое внимание в докладе было уделено дивидендной политике. В очередной раз отмечено, что в муниципальном образовании ЗАТО Северск отсутствует дивидендная политика. Счётная палата неоднократно обращала внимание на то, что при принятии общим собранием участников (акционеров) хозяйственных обществ решения о распределении прибыли, не определяются направления использования этой прибыли, что не позволяет муниципалитету как единственному акционеру и участнику обществ осуществлять контроль за использованием прибыли. Кроме того, не принимались решения об отчислении части прибыли по большинству обществ, в которых есть участие муниципалитета. По оценкам Счётной палаты возможный рост поступлений по данному виду доходов в 2018 году мог бы составить как минимум 1 млн. 610 тыс. руб. Данная оценка проведена исходя из размера чистой прибыли обществ, полученной по итогам финансово-хозяйственной деятельности за 2017 год, и возможных отчислений в бюджет лишь 5% от чистой прибыли. Фактически в 2018 году часть прибыли была перечислена в общей сумме 17 тыс.110 руб.
Доля безвозмездных поступлений в общей структуре доходов бюджета занимает 74,11 %, что в абсолютных величинах составляет 3 млрд. 149 млн. руб. При этом, следует отметить, что в 2018 году, в сравнении с предыдущим годом, сократилась зависимость бюджета ЗАТО Северск от вышестоящих бюджетов: доля налоговых и неналоговых доходов в общей структуре доходов бюджета увеличилась с 24% до 26%, соответственно доля безвозмездных поступлений снизилась с 76% до 74%.
Как положительный момент Сергей Балашков отметил снижение дефицита бюджета как по сравнению с планом, так и в сравнении с предшествующими годами. Вместе с тем, наблюдается тенденция увеличения объема муниципального долга и расходов на его обслуживание в пределах допускаемых законодательством величин. Объем муниципального долга на конец 2018 года составил 165 млн. руб. Это бюджетные кредиты, предоставленные Департаментом финансов Томской области и кредиты коммерческого банка. Расходы на обслуживание долга в 2018 году составили – 8,7 млн. руб.
Председатель Счётной палаты проинформировал депутатов Думы ЗАТО Северск об исполнении бюджета за 2018 год по расходам. Исполнение по расходам составило 98,8% от плановых размеров или в абсолютных величинах 4 млрд 266 млн. руб. В расходной части бюджета ассигнования дорожного фонда снизились из-за уменьшения поступлений межбюджетных трансфертов, направляемых на дорожную деятельность. Расходы на капитальное строительство увеличились на 14 % в сравнении с 2017 годом и составили 45 млн. 279 тыс. руб., но в целом за последние годы наблюдается тенденция к уменьшению этих расходов в абсолютном выражении: в 2015 году расходы составляли 361 млн. 655 тыс. руб., в 2016 году – 97 млн. 969 тыс. руб., в 2017 году – 39 млн. 705 тыс. руб. Расходы бюджета на финансовое обеспечение муниципальных заданий в 2018 году увеличились по сравнению с 2017 годом на 17,6% (375 млн. 531 тыс. руб.) и составили 2 млрд. 507 млн. 529 тыс. руб. В докладе были названы основные факторы увеличения финансирования муниципальных заданий:
рост субвенций на обеспечение государственных гарантий в образовании;
рост субсидий на реализацию Плана мероприятий по повышению уровня заработной платы работников бюджетной сферы в соответствии с «дорожной картой»;
увеличение расходов на оплату труда и начисления в связи с повышением минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума работоспособного населения.
Сергей Балашков сказал, что бюджет ЗАТО Северск уже несколько лет формируется в программном формате, доля программных расходов составляет 93% от бюджета, поэтому значительное внимание уделяется анализу исполнения Муниципальных программ. Анализируя отчёты об исполнении программ в 2018 году было отмечено, что для формирования сводного доклада об исполнении муниципальных программ в Комитет экономического развития Администрации ЗАТО Северск не был представлен отчёт по программе «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан ЗАТО Северск», не были учтены в сводном докладе результаты реализации программы «Развитие физической культуры и спорта в ЗАТО Северск» в связи с не внесением в неё необходимых изменений, отчеты о 9-ти программах размещены в сети Интернет с нарушением срока. При подготовке Заключения Счётной палатой ЗАТО Северск было отмечено наличие в годовых отчётах по исполнению муниципальных программ фактов недостоверности показателей, то есть в качестве исполненных мероприятий были оценены фактически неисполненные мероприятия. Такие факты выявлены при анализе программы «Развитие образования в ЗАТО Северск» и «Обеспечение безопасности населения на территории ЗАТО Северск».
При проведении контрольных мероприятий и при подготовке Заключения Счётной палатой были проанализированы действующие правовые акты и даны предложения по внесению изменений в отдельные НПА и принятию новых, недостающих правовых актов.
В заключении выступления Председатель Счётной палаты Сергей Балашков предложил Депутатам утвердить Отчёт об исполнении бюджета за 2018 год в представленных параметрах и учесть рекомендации, изложенные в Заключении, при формировании сводного заключения БФК и при исполнении бюджета в 2019 году.